РП Мир профессий. 4 класс

Пояснительная записка.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста
являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему
миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и
сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить
её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебнопознавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный,
ситуативный,
неустойчивый
характер
естественной
детской
любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс
преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому
живому существу, в специфически человеческий интерес к самому
содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие
учебно-познавательных мотивов младших школьников.
Цель данного курса – расширить знания ребенка о сфере
человеческой деятельности, ознакомить с миром профессий, их социальной
значимостью.
Цель данного курса конкретизируют следующие задачи:
- формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников;
- дать возможность испытать себя в приближённой к реальности
игровой ситуации;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на
начальной стадии образования, формировать целостное знание, потребность
в творческой деятельности.
Основным методом реализации программы является метод
проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных
ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения
повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие
имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой
профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои
представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии.

1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности,
быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное
обсуждение):
 что ты знаешь об этой профессии;
 что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
 какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту
профессию;
 что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из
книг и телепередач.
3.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с
рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не
получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той
профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих
элементов:
1)разминка; 2) дискуссия; 3) работа в тетрадях; 4) беседа или
обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6)
представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения
через творческие и практические задания; 8) домашнее задание и т.д.
Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное
занятие.
Содержание программы:
Программа курса «Радуга профессий» охватывает период 4 класса.
В 4 классе обучающиеся обобщают и развивают представления о труде,
продолжается воспитание и любовь к труду, уважение к людям труда.
Расширяются и углубляются представления о различных профессиях.

Учебно-тематическое планирование.

4 год обучения.(34ч.)
Дата

№

Тема занятия

Кол-во
часов

Основное содержание

Ресурсы,
оборудование

Введение в мир профессий 9ч
1

2-3

Зачем человек
трудится?

1

Какие профессии ты
знаешь?

2

Разминка. Проблемная ситуация:
зачем человек трудится? Понятия:
«труд», «профессия». Игра «Собери
пословицу о труде»

Разминка. Проблемная ситуация:
какие профессии ты знаешь? Минирассказ учащихся о некоторых
профессиях.

Презентация
Разрезные
карточки с
пословицами
Презентация

Игра «Угадай профессию!»
4-6

7

Мир интересных
профессий

3

Разминка. Рассказ учителя о
необычных профессиях: дегустатор,
дрессировщик, спасатель.

Презентация

Чем пахнут ремесла?

1

Разминка. Чтение учителем
произведения Дж. Родари «Чем пахнут
ремесла?»

Презентация

Дискуссия: почему бездельник не
пахнет никак?
8-9

Кем я хочу стать?

2

Разминка. Чтение учителем отрывка из Листы, краски,
произведения В. Маяковского «Кем
иллюстрации с
быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу изображением
людей
стать?»
различных
профессий

Профессии в школе 2 ч
1

Профессия - учитель

1

Разминка. Кто такой учитель?
Проблемная ситуация: каким должен
быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация —
клип «Учитель»

1. Профессия библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство с различными профессиями 12 ч
2. Профессия - продавец

2

Разминка. Заочное путешествие в
магазин.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

3. Профессия - парикмахер

2

Презентация

Весы

Разминка. Знакомство с профессией
парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую

4. Профессия - повар

2

Разминка. Знакомство с профессией
повара. Интервьюирование школьного
повара .

5. Профессия - почтальон

2

Разминка. Знакомство с профессией
почтальона.
Экскурсия на почту.

6. Профессия - врач

2

7. Профессия - художник

2

Разминка. Знакомство с профессией
врача. Пресс-конференция со
школьной медсестрой. Сюжетноролевая игра «В больнице»
Разминка. Знакомство с профессией
художника. Викторина «Какие
предметы нужны художнику?»
Конкурс рисунков «Я-художник»

Проект «Азбука профессий» 6ч.
8. Организационное
занятие. Предъявление
заданий группам

1

9. Представление минипроектов на буквы А-Д

1

Разминка.
Коллективная работа: составление
азбуки профессий.

Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о

Презентация
Халат врача,
аптечка.

профессиях на буквы А-Д
10. Представление минипроектов на буквы Е-К

1

Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы Е-К

11. Представление минипроектов на буквы Л-Р

1

Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы Л-Р

12. Представление минипроектов на буквы С-Я

1

Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о
профессиях на буквы С-Я

13. Оформление
результатов проекта

1

Создание папки «Азбука профессий».

Профессия моих родителей 3ч.
14. Кем работают мои
родители?

2

Защита мини-проектов «Профессия
моих родителей»

15. Встреча с родителями

1

Пресс-конференция с родителями на
тему «Чем интересна Ваша
профессия?»

Итоговые занятия 2 ч.
16. Викторина «Что мы
узнали?»

1

Разминка. Викторина «Что мы
узнали?»

17. Праздник «Все
профессии важны, все
профессии нужны!»

1

Праздник для родителей «Все
профессии важны, все профессии
нужны!»

Презентация

Литература для учителя:
1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.:
Знание, 1991.
3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.:
Инноватор, 1997.

4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –
М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО
«МОДЭК», 1996.
7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Литература для учащихся:
1.
2.
3.

Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.
Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».