Пояснительная записка. Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебнопознавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Цель данного курса – расширить знания ребенка о сфере человеческой деятельности, ознакомить с миром профессий, их социальной значимостью. Цель данного курса конкретизируют следующие задачи: - формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников; - дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации; - развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования, формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности. Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. 1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти). 2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение): что ты знаешь об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию; что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач. 3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией. 4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему). Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии. Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов: 1)разминка; 2) дискуссия; 3) работа в тетрадях; 4) беседа или обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6) представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения через творческие и практические задания; 8) домашнее задание и т.д. Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие. Содержание программы: Программа курса «Радуга профессий» охватывает период 4 класса. В 4 классе обучающиеся обобщают и развивают представления о труде, продолжается воспитание и любовь к труду, уважение к людям труда. Расширяются и углубляются представления о различных профессиях. Учебно-тематическое планирование. 4 год обучения.(34ч.) Дата № Тема занятия Кол-во часов Основное содержание Ресурсы, оборудование Введение в мир профессий 9ч 1 2-3 Зачем человек трудится? 1 Какие профессии ты знаешь? 2 Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Минирассказ учащихся о некоторых профессиях. Презентация Разрезные карточки с пословицами Презентация Игра «Угадай профессию!» 4-6 7 Мир интересных профессий 3 Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Презентация Чем пахнут ремесла? 1 Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Презентация Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? 8-9 Кем я хочу стать? 2 Разминка. Чтение учителем отрывка из Листы, краски, произведения В. Маяковского «Кем иллюстрации с быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу изображением людей стать?» различных профессий Профессии в школе 2 ч 1 Профессия - учитель 1 Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» Презентация — клип «Учитель» 1. Профессия библиотекарь 1 Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с различными профессиями 12 ч 2. Профессия - продавец 2 Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» 3. Профессия - парикмахер 2 Презентация Весы Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую 4. Профессия - повар 2 Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . 5. Профессия - почтальон 2 Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. 6. Профессия - врач 2 7. Профессия - художник 2 Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетноролевая игра «В больнице» Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» Проект «Азбука профессий» 6ч. 8. Организационное занятие. Предъявление заданий группам 1 9. Представление минипроектов на буквы А-Д 1 Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о Презентация Халат врача, аптечка. профессиях на буквы А-Д 10. Представление минипроектов на буквы Е-К 1 Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К 11. Представление минипроектов на буквы Л-Р 1 Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р 12. Представление минипроектов на буквы С-Я 1 Разминка. Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я 13. Оформление результатов проекта 1 Создание папки «Азбука профессий». Профессия моих родителей 3ч. 14. Кем работают мои родители? 2 Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» 15. Встреча с родителями 1 Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» Итоговые занятия 2 ч. 16. Викторина «Что мы узнали?» 1 Разминка. Викторина «Что мы узнали?» 17. Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» 1 Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» Презентация Литература для учителя: 1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998. 2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991. 3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997. 4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003. 6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. 7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. Литература для учащихся: 1. 2. 3. Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004. Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007.