ДОП Доброволец 2023 - 2024

Оглавление
I. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы……………3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3-4
1.2 Цели и задачи программы……………………………………………………...5
1.3 Содержание программы………………………………………………………..6
1.4 Планируемые результаты………………………………………………………7
II. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………….8
2.1 Условия реализации программы………………………………………………8
2.2 Формы контроля и подведение итогов реализации программы…………….9
Список литературы…………………………………………………………….10
Приложения……………………………………………………………………11

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного
образовательного учреждения Кунарской СОШ.
Программа разработана руководителями школьных методических объединений,
учителями – предметниками, представителями администрации ОО. Программа была
рассмотрена и принята Педагогическим советом образовательного учреждения (протокол
№ 1 от 30 августа 2023 г.).
Направленность (профиль) программы
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Разработана в соответствии с:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-p
«Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих
программ»;
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
5. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года и плана мероприятий по её реализации».
Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и
освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения
в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Социализация личности ребенка в современное время протекает в экстремальных
условиях: изменения в политической, экономической, социальной и социокультурной
системе.
Подростковый возраст – это период важнейших событий в жизни человека, период
социальных и профессиональных ориентиров, формирование мировоззрения и начало
трудовой деятельности. Именно в этом возрасте складываются способности к свободному
мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная,
становится реальной личностной потребностью.
Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества,
взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив
быть не может.
В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных
учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного
периода, нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни
особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих
ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны
описываться с детства.
Разработкой
научно-педагогических
основ
жизнедеятельности
детских
общественных объединений занимались отечественные педагоги: В.А. Караковский, А.С.

Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. В их исследованиях изложены
основные подходы к решению проблем построения жизненных стратегий, способов
преодоления трудностей. Становление ребенка зависит от его положения в системе
социальных связей и отношений. Социальный статус ребенка определяется на основании
объективных показателей (пол, возраст), с его помощью регламентируются отношения и
поведение групп и их членов.
На сегодняшнее время остро стоит проблема создания волонтерского движения в
образовательных учреждениях, как очень мощного общественного движения.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если
заглянуть в историю следует признать, что оно существовало всегда, например, виде
службы сестёр милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных
обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерского
движения получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых
при современной экономической ситуации волонтеры не заменимы.
Так, кто же такие волонтеры? Слово «волонтер», синоним русского слова
«Доброволец», произошло от французского “volontaire”, что означает желающий,
выразивший желание. Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить
свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Актуальность создания волонтерского движения «Доброволец» состоит в том, что
оно способствует:

формированию образа жизни, достойного человека;

формированию жизненных позиций ребенка;

формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой
жизни;

развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

1.2 Цели и задачи программы:
Создание, развитие и поддержка детского волонтерского движения «Доброволец»,
формирование культуры социальной помощи как важнейшего фактора развития в
современном обществе.
Задачи программ:

воспитывать гражданские и патриотические чувства детей и подростков;

поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение
гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и
ответственность, коммуникативные умения и навыки;

предоставлять возможность для самореализации развития организаторских качеств
детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально
значимых дел, акций;

привлекать средства массовой информации к освещению деятельности
волонтерского движения в школе;

поддерживать волонтерское движения со стороны педагогического коллектива и
родительского актива школы;

пропагандировать здоровый образ жизни.

1.3 Содержание программы
Содержание программы-68 часов
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика,
которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку
отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя
сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение .
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и
обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить
требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет
обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности,
подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с
ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им
адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Беседа с учащимися о влияние алкоголя на организм, какие существуют виды зависимостей
(химическая - алкоголизм, наркомания, табакокурение; нехимическая - эмоциональная, и
др.). Алкоголь и закон (употребление алкоголя как незаконное действие). Ответственность за
употребление алкоголя, физиологическая и моральная зависимость.
Беседа с волонтёрами о влиянии курения на организм человека. Проведение акции «Скажи,
нет сигарете!» (создание листовок и плакатов) Возможные способы отказа от курения,
негативное влияние курения на организм человека. Разработка и проведение тренинг – игры
по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей.
Влияние наркотиков на судьбу человека. Проведение выставки рисунков и плакатов «Нет
наркотикам!».

1.4. Планируемые результаты
Результаты первого уровня (социально-значимые знания):
- приобретения ребятами социальных знаний о порядке проведения акций, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения, о ситуации межличностного
взаимодействия.
Результаты второго уровня (развитие социально-значимых отношений):
- получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, целостного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня (приобретении обучающимися опыта социально-значимого
действия):
-получения ребятами опыта самостоятельного общественного действия (проведение
социальных акций, свободно распространять информацию о своей деятельности,
пропагандировать свои взгляды, цели, задачи; создавать проекты; выступать с
инициативами по различным вопросам общественной жизни; организовывать и проводить
конкурсы, лекции, мастер-классы и т.п. осуществлять информационную, рекламную, и
полиграфическую деятельность в целях сохранения, пропаганды и распространения
знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с
учетом современных информационных технологий);
- формирование умения определять общие цели и пути их достижения, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свое собственное
поведение и поведение окружающих;
- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
- осуществление поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
- освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 10 обучающихся обеспеченное необходимыми
техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН
2.4.4.3173-14;
- спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.
Технические средства:
- Ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)















Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
Планов проведения обучающих семинаров;
Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных
формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и
т.д.);
Сценарии различных игр и игровых программ;
Сценарий и план проведения акций;

Наглядные пособия:
Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и
привлеченных ресурсов);
Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/

2.3 Формы контроля и подведение итогов реализации программы
- подготовка и проведения коллективно-творческих дел;
- проведения психологических тренингов, бесед.
- интеллектуальные, ролевые и подвижные игры;
- проведение профильных часов по развитию практических навыков (игры, уличная
работа ( проведение соц. опросов, поделки, оформление и прочие);
- проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни;
- участие в районных и общественных мероприятиях.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы проводится в течение года.
Вид контроля
Методы
Стартовый
(выявление Собеседования
уровня знаний, умений,
навыков)

Формы
Индивидуальная (устно)

Текущая
проверка
в Опрос,
наблюдение, Фронтальная
процессе выполнения работ анкетирование.
Периодическая

Итоговая проверка

Соревнования,
игры, Групповая, индивидуальная.
создание
презентаций,
листовок, газет, участие в
конкурсах,
различного
уровня мероприятиях.
Создание
презентаций, Групповая, индивидуальная
видеороликов.

Аттестация обучающихся:





Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся проводится в
сентябре.
Текущий
контроль
по
освоению
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы проводится в течение всего
периода обучения.
Промежуточная аттестация проводится в декабрь -январь по итогам освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае по окончании освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года 01.09.2019г.
 Начало учебных занятий с 15.09.2019г

Продолжительность учебного года - 36 недель.

Окончание учебных занятий 31.05.2019г
 Продолжительность учебного года 36 недель
 Количество учебных дней -72 дня.
 Продолжительность каникул составляет 92 дня.

Занятия осуществляются в обычном режиме, согласно расписанию утверждённому
руководителем учреждения, продолжительность занятий 45мин.
Этапы образовательного процесса
2 год обучения
Начало учебного года

01.09.2019г

Продолжительность учебного года

36 недель.

Продолжительность занятий

40 мин

Итоговая аттестация

13.05.2020.-24.05.2020г.

Окончание учебного года

31 мая

Каникулы зимние

31. 12.2019г-08.01.2020г

Каникулы летние

01.06 2020-31.08.2020г.

Количество учебных дней

72 дня

Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами
дополнительных общеобразовательных программ в академических часах.
Групповые занятия:
1 год обучения – 2 часа в неделю.
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утверждённому руководителем учреждения,
продолжительность занятий 40мин.
Режим работы в период школьных каникул.
Занятия в объединениях проводятся:
- по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью
временного изменения расписания с учётом удобства обучающихся.
-по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебнотренировочных сборов, акций.
Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные,
психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и
здоровья.

Список литературы
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
2. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во
времени". // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..М.,1997.
4. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению
уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996.
6. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде
//Вестник образования. N 8.2000 г.
7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В.
Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
8. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное
пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
9. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде //
Методическое пособие. М., 2000.
10. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России ВШ№5 2011г.
11. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию.
12. Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского благотворения»
М.1999г.
13. Гуров Н.В. Шикаренко Н.Ф. «Губернский город Ставрополь-развитие
благотворительности».
14. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися школы «Я
берегу…» :Методические рекомендации. М., 2003.

Приложения
Календарный учебный график

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
№
п/п
1
2
3
4

Мероприятие

Содержание работы

Организационное заседание
волонтерской команды.
Лекция «Из истории волонтерского
движения в мире и России».
Анкетирование «Могу ли я быть
волонтером?».
Проектирование деятельности
волонтерского отряда.

Создание волонтерского отряда на
основе заявлений учащихся.
Права и обязанности волонтеров.

5
6

Операция «Стадион»
Акция «Чистый берег»

7

Акция «Чистый лес»

8

Поздравление пожилых людей с
праздником «Днём пожилого
человека»
Легкоатлетический кросс «Мы
выбираем ЗОЖ»
Треннинг «Ты и команда»
Подготовка ко Дню учителя,
изготовление открыток для
педагогов
Помощь в подготовке и участие в
школьном празднике «Золотая
осень»
«Спешите делать добрые дела!»
Игра «За что мы в ответе перед
нашей планетой?»
Конкурс плакатов “Мы и наше
здоровье”
Экологический десант «Сделаем
территорию школы чистой!»
«Педагоги – наши мамы!»

9
10
11

12

13
14
15
16
17

18
19

Эстафета «Волонтеры могут все!»
Концерт «Главное сердцем не
стареть»

Сроки
проведения
Сентябрь
Сентябрь

Правила групповой работы.

Сентябрь

Определение направлений
деятельности, составление плана
работы, распределение
обязанностей.
Уборка школьного стадиона.
Очистка берега реки Кунара от
мусора.
Очистка части леса около реки
Кунара
Изготовление открыток и
поздравление

Сентябрь

Организация и проведение кросса.

Октябрь

Заседание внутри отряда.
Изготовление открыток и
поздравление

Октябрь
Октябрь

Помощь в подготовке и участие

Октябрь

Викторина
Игровые технологии

Октябрь
Октябрь

Конкурс плакатов

Октябрь

Экологический десант

Октябрь

Поздравление педагогов женщин с
днем Матери, изготовление
праздничных открыток, стенгазеты.
Проведение эстафеты
Организация поздравления жителей
села с Днем пожилого человека.

Ноябрь

Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь

Ноябрь
Ноябрь

20

21
22
23

24
25
26
27
28

29
30
31
32

Наведение порядка и
благоустройство пришкольной
территории, памятника погибшим
воинам в ВОВ
Ведение летописи работы
волонтерской команды
Толерантность – качество волонтёра
Организация и проведение
интеллектуальных развивающих игр
с детьми начальных классов.
Уход за комнатными цветами,
растущими в школе.
Акция «Хлебные крошки»
Акция «Меняем сигарету на
конфету»
Помощь в подготовке и участие в
юбилее школы
Проведение акции «Мир без
алкоголя!» Выставка рисунков и
плакатов.
Подготовка к новогоднему
празднику
Подготовка к новогоднему
празднику
Подготовка к новогоднему
празднику
«Новогодние приключения»

33

Конкурс рисунков «Сохраним
природу – сохраним жизнь!»

34

Проект «Рождество в каждый дом!»

35

«Физкульт-привет!»

36

Учимся общаться с незнакомыми и
малознакомыми людьми
Учимся соотносить свои желания со
своими возможностями
О тимуровском движении
Акция «Покорми птиц зимой»
Лыжный марафон «Вдохни полной
грудью»
«Дерзай, ты талантлив!»

37
38
39
40
41

42
43

Поздравление мужчин-педагогов с
праздником Защитника Отечества
Какие формы и методы используем

Наведение порядка

Ноябрь

Создание и ведение летописи

Ноябрь

Круглый стол
Проведение игр

Ноябрь
Ноябрь

Уход за комнатными цветами

Ноябрь

Изготовление кормушек.
Работа с подростками, имеющими
вредные привычки.
Помощь в подготовке и участие

Декабрь
Декабрь

Проведение акции

Декабрь

Репетиция

Декабрь

Репетиция

Декабрь

Репетиция, украшение зала

Декабрь

Организация и проведение
новогоднего утренника для
младших школьников.
Экологическое воспитание
школьников, выявление
талантливых ребят.
Изготовление рождественских
ангелочков для пенсионеров.
Организация и проведение
дружеских соревнований по
баскетболу.
Формы общения. Знакомство с
качествами волонтера
Памятка «Принципы волонтера»

Декабрь

Из истории тимуровцев
Подкормка зимующих птиц.
Организация и проведение
марафона, пропаганда спорта, ЗОЖ.
Фестиваль детского творчества
направленный на выявление
талантливых детей.
Изготовление открыток и
поздравление
Формы организации волонтерской

Январь
Февраль
Февраль

Декабрь

Январь
Январь
Январь
Январь
Январь

Февраль
Февраль
Февраль

45

Урок добровольчества – залог
успеха!
Трудовая акция «Зона заботы»

46

«Масленица»

47

Изготовление открыток для
ветеранов педагогического труда,
поздравление их с Международным
женским днём
День спонтанного проявления
доброты “Добру пусть откроется
сердце ”
Конкурс экологических фотографий
«Мои любимые цветы»
Подготовка и проведение
мероприятия посвящённого Дню
Земли. Акция «Мы за чистую
планету»
«День птиц», беседа на тему «Птицы
– наши друзья». Выпуск газеты
«Птичьи странички».

44

48

49
50

51

52

Эстафета «Здоровые каникулы»

53
54

Международный день детской
книги.
Акция «Чистый берег»

55

«Мама, папа, я – спортивная семья!»

56

Акция «В некотором царстве…»

57

62

Настольная игра «Мы команда
добрых дел»
Конкурс плакатов “Мы и наше
здоровье”
Участие в акциях «Береги природу!»
Игра по станциям «Я выбираю
здоровье»
Участие в акции «Ветеран живёт
рядом». Помощь ветеранам села.
Акция «Ветеран живет рядом»

63

«Вахта памяти». Уборка памятника

58
59
60
61

деятельности
Организация правильной работы
волонтера
Очистка территории школы от
намерзшего льда.
Организация и проведение
общешкольного праздника,
возрождение традиций.
Изготовление открыток

Проявление доброты

Февраль
Март
Март
Март

Март

Конкурс экологических фотографий Март
Подготовка и проведение
мероприятия

Март

Выпуск газеты

Март

Организация и проведение
дружественных спортивных
состязаний между классами.
Знакомство с книгами

Март

Очистка берега реки Кунара от
мусора.
Организация и проведение
общешкольного спортивного
праздника ко дню здоровья.
Разучивание русских народных
сказок, визит со сказками в
младшие классы и детский сад села.
Работа в группах

Апрель

Конкурс плакатов “

Апрель

Участие в акциях
Организация и проведение игр на
свежем воздухе, пропаганда ЗОЖ.
Участие в акции

Апрель
Апрель

Изготовление открыток к Дню
Победы, поздравление ветеранов и
тружеников тыла.
Уборка памятника

Май

Апрель

Апрель
Апрель
Апрель

Май

Май

64

65
66

67
68

Участие в торжественном шествии и Участие в торжественном шествии
митинге посвященному дню Победы. и митинге
Возложение цветов к памятнику
воинам ВОВ.
Операция «Клумба»
Подготовка клумб на территории
школы, высадка рассады цветов.
Акция «Мой двор, моя улица»
Распространение листовок
Распространение листовок с
обращением к жителям посёлка о
сохранении чистоты
Какой я волонтер?
Анкетирование
Итоговое заседание волонтерского
Составление отчета о проделанной
отряда.
работе, предварительное
планирование на следующий год.

Май

Май
Май

Май
Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».