КБЖ. 5-7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках основного общего образования курс «Культура безопасности жизнедеятельности»
направлен на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологической культуры;
- осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества;
- воспитание уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Этот курс предназначен для решения следующих задач:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства через осознание значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- формирование понимания личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
- формирование понимания роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций, от экстремизма и терроризма;
- формирование понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции;
- формирование понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий для личности,
общества и государства;
- знание и умение применять на практике правила безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение основами экологического планирования безопасной жизнедеятельности с учётом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА КБЖ
Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» подготовлена по
уровню образования (основное общее образование) в соответствии с ФГОС основного общего
образования, основной образовательной программой основного общего образования, а также
примерными программами по курсу ОБЖ для 5-7 классов.
Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» для основного
общего образования содержит:
- пояснительную записку с целями и задачами обучения;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета «культура безопасности жизнедеятельности» в
учебном плане;

- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета;
- перечень УУД, достижение которых обеспечивает программа;
- содержание учебного курса;
- тематическое планирование;
- материально – техническое обеспечение.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом
основного общего образования изучается с 5 по 7 классы из расчета 1 ч в 2 недели для каждого
класса(всего 51 ч).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность
человека как
разумного
существа,
стремящегося
к
добру
и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его
составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по
всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России
от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся
в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения КБЖ в основной школе являются:
1.
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2.
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3.
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в
основной школе являются:

4.
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия
опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
4.
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в
обеспечении личной безопасности;
5.
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной
жизни и в чрезвычайных ситуациях;
6.
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
7.
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
8.
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
9.
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения КБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
10.
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты
населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области
безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
11.
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников;
12.
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
13.
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
14.
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту
окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
15.
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
16.
умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
17.
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных
качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические

нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и
спортом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС
Цель и основные понятия предмета КБЖ.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений.
Пожарная безопасность в быту.
Правила дорожного движения.
Безопасность пешехода.
Безопасность пассажира.
Основные опасности в общественных местах.
Пожарная безопасность в общественных местах.
Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Правила безопасного поведения на природе.
Безопасные действия при автономном существовании в природной среде.
Безопасное поведение на водоёмах.
Общие представления о здоровье.
Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний.
Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний.
Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Модуль 1. Культура
безопасности
жизнедеятельности в
современном обществе

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2

0

0

2

Модуль 3. Безопасность
в быту

2

1

0

3

Модуль 3. Безопасность
на транспорте

3

0

2

4

Модуль 4. Безопасность
в общественных местах

3

1

0

3

0

2

4

1

2

17

3

6

1

5

Модуль 5. Безопасность
в природной среде

Модуль 6. Здоровье и как
6
его сохранить. Основы
медицинских знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п
/
п

1

2

3

4

5

Количество часов
Тема урока

Цель и основные
понятия предмета
КБЖ.
Правила
поведения в
опасных и
чрезвычайных
ситуациях.
Основные
опасности в быту.
Предупреждение
бытовых
отравлений.
Пожарная
безопасность в
быту.
Правила
дорожного
движения.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата изучения

1

0

0

4.09.2023

1

0

0

18.09.2023

1

0

0

02.10.2023

1

1

0

16.10.2023

1

0

0

6 .11.2023

6

Безопасность
пешехода.

1

0

1

20.11.2023

7

Безопасность
пассажира.

1

0

1

4.12.2023

1

0

0

18.12.2023

8

Основные
опасности в
общественных
местах.

9

10

11

12

13

14

15

Пожарная
безопасность в
общественных
местах.
Безопасные
действия в
ситуациях
криминогенного и
антиобщественног
о характера.
Правила
безопасного
поведения на
природе.
Безопасные
действия при
автономном
существовании в
природной среде.
Безопасное
поведение на
водоёмах.
Общие
представления о
здоровье.
Предупреждение и
защита от
инфекционных
заболеваний.

Предупреждение и
защита от
16
неинфекционных
заболеваний.
Первая помощь и
самопомощь при
17
неотложных
состояниях.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0

08.01.2024

1

1

0

22.01.2024

1

0

1

05.02.2024

1

0

1

19.02.2024

1

0

0

1

0

1

18.03.2024

1

0

0

01.04.2024

1

1

0

15.04.2024

1

0

1

29.04.2024

17

3

6

04.03.2024

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 6 КЛАСС
Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Факторы, разрушающие здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Правила личной гигиены при занятиях туризмом.
Безопасное поведение в туристских походах.
Как ориентироваться на местности.
Виды туристских походов.
Как развести костёр при разной погоде.
Подготовка к проведению туристского похода.
Классификация ЧС
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге.
Психологическая поддержка пострадавшего
Народные средства первой помощи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/
п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Всего

1

Модуль «Здоровье и как
его сохранить»

4

1

0

2

Модуль «Безопасность в
природной среде»

5

1

2

3

Модуль «Техногенные и
природные опасности и
защита от них»

3

1

4

Модуль «Основы
медицинских знаний»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

0

5

1

3

17

4

5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

Дата
изучения

Количество часов
Тема урока

Факторы,
способствующие
сбережению
здоровья.

Факторы,
разрушающие
здоровье.
Профилактика
вредных привычек.
Правила личной
гигиены при
занятиях туризмом.
Безопасное
поведение в
туристских походах.

Как ориентироваться
на местности.
Виды туристских
походов.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

08.09.2023

22.09.2023

06.10.2023

20.10.2023

10.11.2023

24.11.2023

08.12.2023

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Как развести костёр
при разной погоде.

Подготовка к
проведению
туристского похода.

Классификация ЧС

Чрезвычайные
ситуации
природного
характера.

Чрезвычайные
ситуации
техногенного
характера

Первая помощь при
травматических
повреждениях.
Первая помощь при
солнечном и
тепловом ударе.
Первая помощь при
переохлаждении,
отморожении и
ожоге.
Народные средства
первой помощи.

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

22.12.2023

12.01.2024

26.01.2024

09.02.2024

23.02.2024

08.03.2024

22.03.2024

5.04.2024

19.04.2024

Психологическая
поддержка
пострадавшего

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

17

4

5

17

3.05.2024

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7 КЛАСС
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Опасные ситуации и ЧС
Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте
Безопасность при ЧС природного характера
Безопасность при ЧС техногенного характера
Пожарная безопасность в быту
Здоровый образ жизни
Проблемы не здорового образа жизни
Биологические ритмы и их влияние
Значение двигательной активности
Вредные привычки и их профилактика

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/
п

1

Наименование
разделов и тем
программы

Модуль 1.
Безопасность человека
в опасных и

Количество часов
Всего

7

Контрольные работы

2

Практические
работы

2

чрезвычайных
ситуациях

2

Модуль 2. Основы
здорового образа жизни
и культура здоровья

5

1

0

3

Модуль 3. Основы
медицинских знаний и
правила оказания
первой помощи

5

2

2

17

5

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практически
е работы

Дата
изучения

1

Безопасность человека
в опасных и
чрезвычайных
ситуациях

1

0

0

06.09.2023

2

Опасные ситуации и
ЧС

1

0

0

20.09.2023

3

Безопасные действия
при дорожнотранспортных
происшествиях

1

0

0

04.10.2023

4

Первая помощь при
чрезвычайных
ситуациях на
транспорте

1

0

0

18.10.2023

5

Безопасность при ЧС
природного характера

1

0

0

08.11.2023

6

Безопасность при ЧС
техногенного
характера

1

0

1

22.11.2023

7

Пожарная
безопасность в быту

1

0

0

06.12.2023

8

Здоровый образ жизни

1

0

0

20.12.2023

9

Проблемы не
здорового образа
жизни

1

0

1

10.01.2024

10

Биологические ритмы
и их влияние

1

1

0

24.01.2024

11

Значение двигательной
активности

1

0

0

07.02.2024

12

Вредные привычки и
их профилактика

1

0

0

21.02.2024

13

Неотложные состояния

1

0

0

14

Первая помощь при
неотложных
состояниях

1

0

0

20.03.2024

15

Первая помощь при
переохлаждении,
обморожении и ожоге

1

0

0

03.04.2024

06.03.2024

16

Первая помощь при
травмах различного
характера

1

0

0

17.04.2024

17

Психологическая
поддержка
пострадавшего

1

0

0

01.05.2024

17

5

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИК
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И.
Льняная, М.В. Маслов.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б.
Таранин.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Нормативно-правовые документы
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом
Российской Федерации 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства Российской Федерации -О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера* (от 21 мая 2007 г. № 304).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом
Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
(утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя
редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция)
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» (последняя редакция)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТhttp://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».