ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках основного общего образования курс «Культура безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей: - воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной; - формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; -усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; - формирование основ экологической культуры; - осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества; - воспитание уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи. Этот курс предназначен для решения следующих задач: - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства через осознание значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; - формирование понимания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; - формирование понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, от экстремизма и терроризма; - формирование понимания необходимости подготовки граждан к защите Отечества; - формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; - формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции; - формирование понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды; - знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий для личности, общества и государства; - знание и умение применять на практике правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; - умение оказать первую помощь; - умение предвидеть возникновение опасных ситуаций; - умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; - овладение основами экологического планирования безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА КБЖ Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» подготовлена по уровню образования (основное общее образование) в соответствии с ФГОС основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования, а также примерными программами по курсу ОБЖ для 5-7 классов. Рабочая программа по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования содержит: - пояснительную записку с целями и задачами обучения; - общую характеристику учебного предмета; - описание места учебного предмета «культура безопасности жизнедеятельности» в учебном плане; - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; - перечень УУД, достижение которых обеспечивает программа; - содержание учебного курса; - тематическое планирование; - материально – техническое обеспечение. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом основного общего образования изучается с 5 по 7 классы из расчета 1 ч в 2 недели для каждого класса(всего 51 ч). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви. Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами обучения КБЖ в основной школе являются: 1. развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; 2. формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; 3. воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются: 4. овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; 4. овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 5. формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; 6. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 7. развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 8. освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 9. формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметными результатами обучения КБЖ в основной школе являются: 1. В познавательной сфере: 10. знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: 11. умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; 12. умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: 13. умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: 14. умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. 5. В трудовой сфере: 15. знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; 16. умения оказывать первую медицинскую помощь. 6. В сфере физической культуры: 17. формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС Цель и основные понятия предмета КБЖ. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений. Пожарная безопасность в быту. Правила дорожного движения. Безопасность пешехода. Безопасность пассажира. Основные опасности в общественных местах. Пожарная безопасность в общественных местах. Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера. Правила безопасного поведения на природе. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде. Безопасное поведение на водоёмах. Общие представления о здоровье. Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний. Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 2 0 0 2 Модуль 3. Безопасность в быту 2 1 0 3 Модуль 3. Безопасность на транспорте 3 0 2 4 Модуль 4. Безопасность в общественных местах 3 1 0 3 0 2 4 1 2 17 3 6 1 5 Модуль 5. Безопасность в природной среде Модуль 6. Здоровье и как 6 его сохранить. Основы медицинских знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п / п 1 2 3 4 5 Количество часов Тема урока Цель и основные понятия предмета КБЖ. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений. Пожарная безопасность в быту. Правила дорожного движения. Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 0 0 4.09.2023 1 0 0 18.09.2023 1 0 0 02.10.2023 1 1 0 16.10.2023 1 0 0 6 .11.2023 6 Безопасность пешехода. 1 0 1 20.11.2023 7 Безопасность пассажира. 1 0 1 4.12.2023 1 0 0 18.12.2023 8 Основные опасности в общественных местах. 9 10 11 12 13 14 15 Пожарная безопасность в общественных местах. Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественног о характера. Правила безопасного поведения на природе. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде. Безопасное поведение на водоёмах. Общие представления о здоровье. Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний. Предупреждение и защита от 16 неинфекционных заболеваний. Первая помощь и самопомощь при 17 неотложных состояниях. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 08.01.2024 1 1 0 22.01.2024 1 0 1 05.02.2024 1 0 1 19.02.2024 1 0 0 1 0 1 18.03.2024 1 0 0 01.04.2024 1 1 0 15.04.2024 1 0 1 29.04.2024 17 3 6 04.03.2024 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 6 КЛАСС Факторы, способствующие сбережению здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Безопасное поведение в туристских походах. Как ориентироваться на местности. Виды туристских походов. Как развести костёр при разной погоде. Подготовка к проведению туристского похода. Классификация ЧС Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Первая помощь при травматических повреждениях. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего Народные средства первой помощи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Практические работы работы Всего 1 Модуль «Здоровье и как его сохранить» 4 1 0 2 Модуль «Безопасность в природной среде» 5 1 2 3 Модуль «Техногенные и природные опасности и защита от них» 3 1 4 Модуль «Основы медицинских знаний» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 5 1 3 17 4 5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Дата изучения Количество часов Тема урока Факторы, способствующие сбережению здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. Правила личной гигиены при занятиях туризмом. Безопасное поведение в туристских походах. Как ориентироваться на местности. Виды туристских походов. Всего Контрольные работы Практические работы 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0 08.09.2023 22.09.2023 06.10.2023 20.10.2023 10.11.2023 24.11.2023 08.12.2023 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Как развести костёр при разной погоде. Подготовка к проведению туристского похода. Классификация ЧС Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера Первая помощь при травматических повреждениях. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе. Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Народные средства первой помощи. 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 22.12.2023 12.01.2024 26.01.2024 09.02.2024 23.02.2024 08.03.2024 22.03.2024 5.04.2024 19.04.2024 Психологическая поддержка пострадавшего 1 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 4 5 17 3.05.2024 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7 КЛАСС Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Опасные ситуации и ЧС Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте Безопасность при ЧС природного характера Безопасность при ЧС техногенного характера Пожарная безопасность в быту Здоровый образ жизни Проблемы не здорового образа жизни Биологические ритмы и их влияние Значение двигательной активности Вредные привычки и их профилактика ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/ п 1 Наименование разделов и тем программы Модуль 1. Безопасность человека в опасных и Количество часов Всего 7 Контрольные работы 2 Практические работы 2 чрезвычайных ситуациях 2 Модуль 2. Основы здорового образа жизни и культура здоровья 5 1 0 3 Модуль 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи 5 2 2 17 5 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Контрольные Всего работы Практически е работы Дата изучения 1 Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 1 0 0 06.09.2023 2 Опасные ситуации и ЧС 1 0 0 20.09.2023 3 Безопасные действия при дорожнотранспортных происшествиях 1 0 0 04.10.2023 4 Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте 1 0 0 18.10.2023 5 Безопасность при ЧС природного характера 1 0 0 08.11.2023 6 Безопасность при ЧС техногенного характера 1 0 1 22.11.2023 7 Пожарная безопасность в быту 1 0 0 06.12.2023 8 Здоровый образ жизни 1 0 0 20.12.2023 9 Проблемы не здорового образа жизни 1 0 1 10.01.2024 10 Биологические ритмы и их влияние 1 1 0 24.01.2024 11 Значение двигательной активности 1 0 0 07.02.2024 12 Вредные привычки и их профилактика 1 0 0 21.02.2024 13 Неотложные состояния 1 0 0 14 Первая помощь при неотложных состояниях 1 0 0 20.03.2024 15 Первая помощь при переохлаждении, обморожении и ожоге 1 0 0 03.04.2024 06.03.2024 16 Первая помощь при травмах различного характера 1 0 0 17.04.2024 17 Психологическая поддержка пострадавшего 1 0 0 01.05.2024 17 5 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИК Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Б.О. Хренников, Н.В. Гололобов, Л.И. Льняная, М.В. Маслов. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-7 класс. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Нормативно-правовые документы Конституция Российской Федерации (последняя редакция). Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.). Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116). Постановление Правительства Российской Федерации -О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция). Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера* (от 21 мая 2007 г. № 304). Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция). Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537). Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690). Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция). Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТhttp://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности