Основы туризма. 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты
второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристскокраеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
Рабочая
программа
«Краеведческий
туризм»
туристско-краеведческой
направленности составлена с учетом нормативных требований к программам
дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного
вида деятельности. Вид программы: модифицированная, вариативная.
Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания
подрастающего поколения, привлекающим ребят, как младшего, так и старшего школьного
возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание
и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов
комплексного воспитания подрастающего поколения. При этом пешеходный туризм не
является капиталоемким видом деятельности, для занятий им не требуется
дополнительного дорогостоящего оборудования, такого, как, например, для занятий
альпинизмом или велосипедным туризмом.
Главная задача объединения пешеходного туризма — удовлетворить естественную
потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как
он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой
им посчастливилось родиться.
Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы, романтика
дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в
группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и
социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика
беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский
поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в
первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только
физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению
определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы,
стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера.
Данная программа разработана с учетом программ кружков по туризму,
спортивному ориентированию (1995г), «Подготовка судей соревнований по туризму»
«Юные инструкторы туризма, «Туризм и краеведение». Программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение».
Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к
воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные
связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой,
историей, биологией, физкультурой.
Новизна программы предполагает тесную связь с родителями воспитанников. В
сетку часов включены отработки технических приемов совместно для детей и их родителей,
на которых воспитанники являются «судьями» и «постановщиками дистанции» для
родителей в личном зачете на мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.

2

Цели программы:
- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами
пешеходного туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и
туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в
непосредственном познании окружающего мира, своего края;
-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач, реализуемых в
комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).
Задачи:
обучающие:
формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;
обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,
формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей
краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;
воспитательные:
воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности,
любящей и знающей свой край;
выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
развивающие:
развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной
среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.
Возраст обучающихся детей и психофизические особенности данного возраста.
Возраст обучающихся детей по программе составляет 11 – 12 лет. Для
воспитанников этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее
познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых.
У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов –
восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится
более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим
развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается
запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п.
Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.
Сроки реализации программы
Программа занятий рассчитана с обязательным прохождением
зачетных походов, участием и судейством районных туристских мероприятий.

3

Этапы работы по программе
1 этап (начальный)

Получение начальных туристских навыков

2 этап (основной)

Овладение
походах.

3 этап (завершающий)

Закрепление и совершенствование туристских навыков.
Участие в походах.

4 этап (завершающий)

Совершенствование туристских
многодневных походах

туристских

навыков.

Участие

навыков,

в

участие

в

Формы и режим занятий
Программы каждого года занятий рассчитаны на 34 учебных часа, включая беседы по
теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку
походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов и
сборов.
Летние зачетные походы в сетку часов не включены.
Режим работы туристского объединения по программе «Пешеходный туризм» в
течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, ребята
собираются на занятия 1 раза в неделю в определенный день и час.
В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на
местности (тренировки), походы выходного дня, участие в соревнованиях, учебные походы
на 1—2 дня. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме
того, занятия могут проходить по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о
походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с
фотографом и т. п.).
При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта
занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении практических занятий в форме
учебно-тренировочных выходов, продолжительность занятий считается 8 часов за одни
сутки нахождения вне населенного пункта.
Продолжительность теоретических занятий 3 часа. 3-х часовая форма занятий
используется не только для удобства заполнения журнала. Программа предусматривает
одно, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года – двух, трех
дневные походы, учебно-тренировочные выходы. Надо учитывать и степень
подготовленности ребят. На первом году обучения в связи с разным уровнем начальных
знаний педагогом применяется разноуровневая подготовка.
Предполагаемый результат
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:
сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав группы изменился
менее чем на 30%),
уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического
учета,
4

постоянный рост спортивно-технического мастерства,
сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.
Ожидаемый результат в воспитательном плане:
Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и
культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры
других наций.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ.
Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание
гигиенических навыков.
Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое
отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща.
Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.
В результате обучения по данной программе, учащиеся должны:
получить навыки подготовки к походу;
уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
преодолевать простые природные и
искусственные препятствия.
Ожидаемый результат:
иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях;
иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для
решения задач по выходу из экстремальной ситуации;
иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды;
иметь опыт участия в походе в летний период.
получить навыки подготовки к походу;
уметь подготавливать и проводить туристические походы;
уметь подготовить и помочь провести туристический слет в рамках образовательного
учреждения;
знать работу главной судейской коллегии туристско-спортивных соревнований.
уметь оказывать первую доврачебную помощь;
знать методику судейства отдельных этапов.
Способы оценки результатов
Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить
различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так в конце каждого года
обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по
изученным дисциплинам.
В связи с этим целесообразно для контроля практических навыков использовать
проектную методику. То есть предложить воспитанникам самостоятельно разработать
маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники
имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения
темы «Родной край. Охрана природы. Провести семинар по районам путешествий. Важно,
чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а
5

помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного
материала.
Формы предъявления и оценки результатов
Основными формами предъявления и оценки результатов являются: участие в
соревнованиях, конкурсах, спортивному ориентированию; оформление краевой
краеведческой картотеки; походы (подготовка и проведение; конкурс отчетов) и пр.
Тематическое планирование модуля «Основы туризма и краеведения
(для обучающихся 6 классов)
№
п/п

Название модуля

Общее
часов

I
II

Вводное занятие.
Краеведение.

1

1

Часы
внеаудитор
ных
активных
занятий
0

1

1

1

4

2

2

1
Спортивное туристическое 3
многоборье
Туристическая стенгазета
1

1

0

1

2

1

-

1

-

1

5

1
1
11

7
7
24

Туристические узлы.

III

Топография.

IV
V
VI
VII
VIII
IX
X

кол-во Часы
аудиторных
занятий

Природоохранные акции
Спортивное
ориентирование.
Походы выходного дня
Спортивные походы
Итого:

1
6
8
8
34

Вводное занятие. (1ч) Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма.
Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и
техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на
болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения
с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными
жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая
этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и
девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе

1. Краеведение – (1ч). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма.
Туристские возможности Краснодарского края.
6

Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный
мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора
краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация
краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие
викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы
школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация,
проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».
Практика. Знакомство с картой республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и
заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края.
Проведение краеведческих викторин.

2. Топография - (1ч). Топографическая подготовка, условные знаки.

Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты.
Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с
помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение
расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.
Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших
планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по
азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки
стояния.

3. Туристские узлы -(4ч). Подготовка к соревнованиям и отработка навыков
туристской техники совместно с родителями
Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной
проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная
удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык,
схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.
Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Мама, папа
и
я – туристская семья». Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.
4. Спортивное туристическое многоборье - (3).

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.
Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и
вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём
по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с
самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная
переправа. Переправа с самонаведением и снятием перил.

5. Спортивное ориентирование - (6ч).
Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по
спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед
стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника
ориентирования.
Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный
компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу.
Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений
7

с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические
приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и
соревнования по спортивному ориентированию.

6. Туристическая стенгазета - (1ч).

Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и
заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый
конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска
туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера
газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных
экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории,
совершенным туристическим походам и экспедициям.

7. Природоохранные акции - (1ч).

Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах
микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом
мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей.
Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение
природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции.
Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и
проведённой акции учащимся младших классов.

8. Походы выходного дня - (8ч).
Практика: Совместная, осуществление и последующий анализ походов выходного дня
с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора
краеведческого материала.

9. Спортивные походы - (8ч).
Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная
протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к
участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на
маршруте. Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта,
технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным
краеведческим материалом других учащихся школы.; конкурс отчетов).
Методическое обеспечение
Жгучее желание заглянуть за горизонт, за горную вершину, узнать, что же там за поворотом
реки, неудержимо манит и влечет за собой детей. Чем разнообразнее местность, чем
сложнее комплекс природных ландшафтов, тем ярче впечатления у туристов, открывающих
для себя доселе неведомый край. Жажда познания, которая испокон веков движет
первооткрывателями и путниками, в равной степени влечет вперед и юных.
Важнейшей целью и отличительной особенностью объединения является:
формирование личности будущих граждан, физически здоровых, любящих и знающих свой
край, наделенных качествами, позволяющими найти свое место в современном обществе,
посредством занятия туризмом; возможность освоить все премудрости пешеходного
туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к
путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию; большая интересная экспозиция
8

фото и видеоматериалов, туристского снаряжения; приглашение родителей (и всех
желающих) на занятия и мини-соревнования «Папа, мама и я – туристская семья»
В начале обучения по программе, в группах проводятся «Огоньки» знакомств, игры
на сплочение коллектива. В походах, возле костра педагог рассказывает о жизни
знаменитых туристов, об исторических событиях, связанных с местами походов, традициях
объединения. Традиционным является разбор похода, проводимый после завершения
учебно-тренировочных выходов и зачетных походов. В коллективе проводятся
мероприятия, ставшие традиционными: Всемирный день туризма, о мерах по профилактике
безнадзорности и правонарушений, соблюдение КЗ15-39, совместные соревнования «Мама,
папа и я - туристская семья», вечера.
Основой перевода ребенка на следующий этап обучения служат результаты
тестирования и проверки усвоения теоретического материала, а также результаты его
выступления в учебно-тренировочных и календарных соревнованиях по туризму.
Обучение по программе построено таким образом, что первые два года посвящены
подготовке участника степенных и категорийного похода I категории сложности. На третий
год учащиеся проходят подготовку помощника руководителя похода.
Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже
знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в
стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают
вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы
туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.
Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские
навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути,
к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой
момент прийти на помощь товарищу.
В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую,
соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания
и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы,
викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма
и ориентированию.
Для получения наилучшего образовательного результата следует устранить
причины, вызывающие затруднения у учащихся, получающих те или иные знания, навыки
и умения с учетом индивидуальных особенностей. Возможно, более удачными методами на
первых этапах и первых занятиях могут быть туристские экскурсии на 4 часа или
однодневные выезды в лесную зону. Вне школьных стен у учащихся по-разному
формируются и складываются взаимоотношения друг с другом, устанавливается дружеская
или натянутая атмосфера; по- разному проявляется чувство взаимопомощи и проявляется
желание передачи личного опыта, если он есть.
Для проведения некоторых занятий, мероприятий могут приглашаться отдельные
специалисты: учителя географии, истории, биологии, педагоги дополнительного
образования Дома детского творчества и т.д., занятия могут проводиться как в помещении,
спортивном зале, так и в природе, что очень важно для совершенствования туристских
навыков.
Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене
в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок
туристского объединения».

9

Нередко руководители для воспитания коллектива проводят конкурсы на лучшее
название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует
созданию дружного, сплоченного коллектива.
Обязанности между участниками похода следует распределять так, чтобы каждый
был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают
все!»
— заповедь участников кружка пешеходного туризма.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята
научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно,
толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.
Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому
разделу) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами
самостоятельно. Руководитель, конечно, должен помочь докладчикам в подготовке этих
выступлений, а затем и дополнить их после прочтения на кружке. Хорошие результаты
может дать и привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов,
медиков, топографов и т. п.
Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с
прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических
действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.
Необходимо, чтобы каждый ученик имел тетрадь для занятий и походный блокнот и
аккуратно вел записи в них.
Основная цель тренировочных походов – приспособление организма к походным
условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность,
использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от
характера предстоящего похода.
Летний зачетный не категорийный поход протяженностью 5—25 км готовится в
течение всего года. Во время этого похода обучающиеся выполняют краеведческую работу,
совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи,
фотографируют достопримечательности и т. д.
Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов
туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное
внимание отработке таких элементов туристской техники, как:
установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость,
разведение костра в различных погодных условиях,
переход через реку по бревну и вброд,
ориентирование по карте, компасу и звездам,
ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью,
подъемы и спуски по заселенным склонам,
определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу.
За время похода членами группы должна быть хорошо освоена система организации
движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка
пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.
Методические рекомендации
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия
могут проводится в виде бесед, лекций, конференций, круглого стола. Практические
10

занятия проводятся как в помещении, так и на открытой местности в населенном пункте и
за его пределами. При проведении практических занятий на местности в пределах
населенного пункта занятие может быть продлено до 4 часов. При проведении
практических занятий вне населенного пункта, учебно-тренировочных выходов
продолжительность занятий считается 8 часов за одни сутки нахождения вне населенного
пункта. Продолжительность теоретических занятий 2-3 часа. Программа предусматривает
одно-, двухдневные походы в первый год обучения, в последующие года трёхдневные
походы, учебно-тренировочные выходы. Для проведения теоретических занятий
рекомендуется использовать учебные видеофильмы, отчеты о ранее совершенных походах,
карты различных масштабов. Для проведения практических занятий рекомендуется
создавать базу туристского специального снаряжения (веревки, карабины, страховочные
системы и т.д.).
Вне сетки часов рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего
зачетного похода) шесть учебно-тренировочных походов:
Три однодневных по 8 часов=24 часа,
Два двухдневных по 14 часов =28 часов,
Один трехдневный по 22 часа =22 часа.
В результате этих походов кружковцы приобретут десятидневный опыт движения
по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.
Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной,
правила и режим пешего и лыжного движения, выполнение общественных поручений в
группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных
естественных препятствии (подъемы, спуски по заселенным, травянистым, песчаным,
каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности,
переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание
и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью,
ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в
сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и
исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути
движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.
Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных
высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о
товарищах.
В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы
походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном
занятии или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов.
Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к
себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во
время похода. Для руководителя обсуждение похода — еще одно средство изучения
воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
Примерная анкета для разбора похода:
Что понравилось и не понравилось в походе?
Было ли трудно в походе? Когда?
Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по
питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
11

Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
Кто показал себя настоящим туристом?
Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе,
если бы ты был руководителем такого похода?
Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: каков был
фактический маршрут, сколько пройдено километров, что увидели, узнали, чему
научились, какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Но важно,
конечно, добиться, чтобы заговорили и сами ребята.
Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на
лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует
созданию дружного, сплоченного коллектива.
Всё это закаляет характер юношей и девушек, воспитывает смелость,
решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решение в нестандартных и
экстремальных ситуациях.
Материально-техническое обеспечение для успешного выполнения программы.
Программа учебной дисциплины «Основы туризма и краеведения» предполагает наличие у
команды (секции, кружка) необходимого личного и группового туристского и специального
снаряжения, бивуачного и вспомогательного (хозяйственного, медаптечки и пр.), обзорные
карты края; кроки, схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы,
веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки,
бивуачное и спец. тур. снаряжение.
Туристское снаряжение:
1. Рюкзак - 15 шт.
2. Спальный мешок - 15 шт.
3. Турковрики - 15 шт.
4. Штормовой костюм - 15 пар.
5. Рукавицы брезентовые - 15 пар.
6. Тренировочный костюм х. б. - 15 пар.
7. Система страховочная - 15 пар.
8. Палатки - 5 шт.
9. Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата.
10. Аптечка - 2 набора
11. Компаса жидкостные - 8 шт.
12. Курвиметр - 2 шт.
13. Веревка основная (40 м) - 3 шт.
14. Веревка вспомогательная (40 м.) - 3 шт.
15. Карабин туристский с муфтой - 30 шт.
16. Шлем защитный - 15 шт.
17. Фонарь - 4 шт.
Предполагается, что у педагога имеется в наличие разнообразный дидактический и
методический материал.

12

Дидактический материал в электронном виде, раздаточный материал
1.
2.
3.
4.
5.

Учебные материалы (тесты)
Карты
Учебные пособия для детей (таблицы)
Раздаточный материал (веревки, карабины, обвязки)
Аудио - видео средства туристские, спортивные.

Методический материал.
1. Методическая разработка
«Оздоровительная функция самодеятельного туризма»
2. Методические рекомендации для судей и участников соревнований
3. Методические рекомендации в помощь тренеру, спортсмену
4. Методическая разработка занятия
«Подготовка к походу»
5. Методическая разработка занятия «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра»
6. Рекомендуемые экскурсии Горьковского района
7. Научно-исследовательская работы учащихся
8. Введение в программу «Пешеходный туризм»
9. Разработка совместного занятия «Мама, папа и я – туристская семья»
10.
Видеофильмы на экологическую тему, как выживать в природе, краеведческая тематика и
др.
Список литературы для преподавателя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Программа внеурочной деятельности.
Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых
общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.
2. Программа физического воспитания. Автор Г.И. Погадаев
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Виноградов П.А.
Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991г.;
3. Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма» Самойленко А.А.
Краснодар,2011. Информация из интернета
4. Программа внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего
образования под редакцией Л.П.Савельевой.
5. Антропов К., Шибаев А. В. Переправа, М. , ЦДЮТур, 1998.
6. Алексеев А.А. Горообразование и горный рельеф. М, 1999.
7. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, М., 1997.
8. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.
9. Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973.
10. Инструкция (приказ N 293 от 13.07.92), М. , 1992.
11. Куликов В. , Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М. ,
ЦДЮТур, 1997.
12. Кошельков СА. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований
учащихся. М., ЦДЮТ, 1997.
13

13. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии.
М., ЦДЮТ, 1997.
14. Курилова В.И. Туризм. М., «Просвещение», 1988.
15. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.
16. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.
17. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., «Пищевая
промышленность», 1980.
18. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». М.,
ВЛАДОС, 2000.
19. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы
воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук,
профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980.
20. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и
краеведение» (сост. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982, 2001.
21. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. М , 1995;
22. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД России, 2000
23. Программы кружков по туризму, спортивному ориентированию и краеведению.
Краснодар, 1995.
24. Расторгуев М. Узлы, М., ЦДЮТур, 1994.
25. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма.
Свердловск, 1990.
26. Рыжавский Г. Я. Биваки. М., ЦДЮТур. 1995.
27. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М., ВЛАДОС, 2000.
28. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт,
1972.
29. Экологическое воспитание туристов, ЦРНБ «Турист», 1990.
30. Энциклопедия туриста. М., 1993
Список литературы для учащихся
1.
2.
3.
4.
5.

Куприн A.M. Занимательно об ориентировании. М., «Толк», 1996.
Расторгуев М. Ситникова С. Карабинные узлы. М., «Кроу лимитед», 1995.
Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,ВЛАДОС 2000.
Фредерик Лисак «Горы». М., АСТ. Астрель, 2003.
Энциклопедия туриста. М., 1993.

14

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Дата
Наименование тем и разделов
проведения

1.

Вводное занятие.

2.

Краеведение.

Количество
часов
1
1

3.

Туристические узлы.

4.

Туристические узлы.

1

1
5.

Туристические узлы.

1

6.

Туристические узлы.

1

7.

Топография

1

8.

Спортивное туристическое многоборье

1

9.

Спортивное туристическое многоборье

1

10.

Спортивное туристическое многоборье

1

11.

Туристическая стенгазета

1

12.

Природоохранные акции

1

13.

Спортивное ориентирование.

1

14.

Спортивное ориентирование.

1

15.

Спортивное ориентирование.

1

16.

Спортивное ориентирование.

1

17.

Спортивное ориентирование.

1

18.

Спортивное ориентирование.

1

19.

Походы выходного дня

1

20.

Походы выходного дня

1

15

21.

Походы выходного дня

1

22.

Походы выходного дня

1

23.

Походы выходного дня

1

24.

Походы выходного дня

1

25.

Походы выходного дня

1

26.

Походы выходного дня

1

27.

Спортивные походы

1

28.

Спортивные походы

1

29.

Спортивные походы

1

30.

Спортивные походы

1

31.

Спортивные походы

1

32.

Спортивные походы

1

33.

Спортивные походы

1

34.

Спортивные походы

1

Итого

34

16

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».