1.Пояснительная записка В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа внеурочной деятельности « Чудеса науки и природы» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением МАОУ Кунарской СОШ на 2023/2024 уч.г. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся создан курс «Чудеса науки и природы». Преподавание естественных наук в начальной школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Основной целью изучения курса « Чудеса науки и природы» является создание условий для ребенка, чтобы почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Программа определяет ряд задач: содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность. способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся; формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаковосимволического, регулятивного и коммуникативного характера; создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску. Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний. Формы и режим занятий Форма обучения Очная: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная , включение в проектную деятельность; дистанционная: модульная, электронные ресурсы сайта «Инфоурок» «Интернетурок». По месту проведения: школьная: с использованием оборудования центра естественнонаучной и технологической направленности (в классе, в кабинетах химии, биологии, географии, физики); внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии). Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (7-8 лет) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 33 часа в год. 2 Формы и средства контроля Для контроля над освоением программного материала используются следующие формы и методы контроля:- участие в выставках, проектах, конкурсах, творческих выставках. Промежуточная аттестация в 1 классе проходит согласно календарному учебному графику апрель – май в форме – защиты мини-проектов. 2.Планируемые результаты В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» обучающиеся на ступени начального общего образования: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы; познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Личностные универсальные учебные действия У школьника будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Школьник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; 3 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 4 задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты - слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; - осваивать материал на основе плана действий; - вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; - творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; - работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. Учащиеся должны уметь: 1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси. 2) Отличать физические явления от химических. 3) Работать с простейшим химическим оборудованием. 4) Планировать и проводить простейшие эксперименты. 5) Описывать явления. 3.Содержание программы . Программа курса внеурочной деятельности кружка «Чудеса науки и природы» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для детей 1 класса, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Характерной особенностью данного курса является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды. 5 Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), брейнрингами, интеллектуальными играми. Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.) Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира 1 класс (33ч) Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой (9 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом - водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике. Учащиеся научатся: определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды; анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенныепризнаки; различать три состояния воды; наблюдать круговорот в природе; бережно относиться к воде. Тематические разделы модуля: 1. Вода и её свойства (2 ч) 2. Вода в природе. Три состояния воды (2 ч) 6 Круговорот воды в природе. Осадки (2 ч) 4. Экологические проблемы. Охрана воды (1 ч) 5. Творческий отчет по Модулю 1 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч). 3. Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом (9 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом - воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Этот модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике. Учащиеся научатся: определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха; анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха; определять состав воздуха; понимать, что такое движение воздуха; бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле. Тематические разделы модуля: Воздух и его свойства (2 ч). 2. Движение воздуха. Ветер (2 ч). 3. Метеорология и погода (2 ч). 4. Экологические проблемы. Охрана воздуха (1 ч). 5. Творческий отчет по Модулю 2 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, конструирование из бумаги «Вертушка») (2 ч). 1. Модуль 3. Опыты и эксперименты с металлом (8 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом - металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся ис7 пользовать свойства металлов в практической деятельности. Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов; - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки; - применять некоторые свойства металлов на практических занятиях; - различать наличие металлов в полезных ископаемых; - работать с информацией. Тематические разделы модуля: 1. Металл и его свойства (2 ч). 2. Магнит и магнетизм (1 ч). 3. Полезные ископаемые. Руды (1 ч). 4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов (1 ч). 5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике (1 ч). 6. Творческий отчет по Модулю 3 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч). Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (7 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами - песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике. Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины; - сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения; - давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ; - наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы. Тематические разделы модуля: 1. Песок и глина. Сходство и различие (1 ч) 2. Песок и глина - полезные ископаемые (1 ч) 3. Песок и глина в жизни человека (1 ч). 4. Изучаем строение песка и глины (2 ч). 5. Творческий отчет по Модулю 4 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, лепка из глины, конкурс поделок) (2 ч). 8 4. Тематическое планирование 1 класс Название раздела № п/п Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой. Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом. Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом. Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной. Всего 1 2 3 4 Количество часов по учебному плану 9 9 8 7 33 5. Календарно- тематический план № п/п 1 класс Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой (9 ч). Тема Содержание Дата План 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8-9. Пар - это тоже вода. С водой и без воды. Вода не имеет формы. «Плывущее яйцо». «Кипение» холодной воды. Замораживаем воду. Эксперимент со льдом. Творческая мастерская. Дать детям понятие о том, что пар - это тожевода. Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то,что вода таит в себе много неизвестного. Познакомить со свойствами воды. Помочьвыделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода,свет, тепло). Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда Дать представление отом, что такое плотность воды. Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды. Дать детям понятие отом, что снег — это замерзшая вода. Изучить свойство льда исравнить его с жидким состояние воды. Презентация работ по данному модулю. 9 Факт Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом (9 ч). № п/п Тема Содержание 1. Этот удивительный воздух. Дать представленияоб источниках загрязнения воздуха;формировать желание заботиться о чистоте воздуха. 2. Парусные гонки. 3. Вдох - выдох. 4. Поиск воздуха. Показать возможности преобразованияпредметов, участвовать в коллективном преобразовании Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха взависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Уточнить понятиядетей о том, что воздух - это не"невидимка", а реально существующий газ. 5. Муха - цокотуха. 6. Воздух при нагревании расширяется. 7. В воде есть воздух. 8. «Много ли в воздухе кислорода?» «Танцующая монета». 9. № п/п 1. Факт План Факт Уточнить знаниядетей о воздухе, оего значении для насекомых. Сформировать у детей представление о теплом и холодномвоздухе. Дать представлениео том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидетьвоздух в воде. Узнать количество кислорода в воздухе. Презентация работпо данному модулю. Убедиться на практике о свойстве возДуха расширяться при нагревании. Презентация работпо данному модулю. Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом (8 ч). Тема Содержание Парящий самолет. План Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;Познакомить сфизическим явлением «магнетизм». 10 2. Притягивает - не притягивает. 3. Как достать Помочь определить,какими свойствами магскрепку из воды, не за- нит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интереск экспериментальной деямочив рук. тельности и желание заниматься ею. Познакомить детей спрактическим применениРисует магнит или ем магнитав творчестве. нет. Способствовать воспитанию самостоятельности,развитию коммуникативных навыков. «Вольфрам -король Заочно изучить свойства вольфрама. лампочек». 4. 5. 6. «Алюминий - самый лёгкий металл». 7. «Куй железо пока горячо». 8. «Из чего делают провода». Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических,используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разныепредметы Изучить свойства алюминия и его применение в быту.Познакомить с работой УАЗ (презентация). Определить происхождение поговорки. Изучитьинформацию о свойствах железа и сделать выводы. Изучить информациюи сделать вывод на тему: «Почему провода делают из металла?». Презентация работ поданному модулю. Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (7 ч). № п/п Тема Содержание 1. Песчаный конус. Помочь определить,может ли песок двигатся. 2. Глина, какая она? 3. Песок и глина наши помощники. 4. Ветер и песок. 5. «Свойства мокрого песка». 6. «Песочные часы». 7. «Песок и глина». Закрепить знаниядетей о глине. Выявить свойстваглины (вязкая, влажная). Уточнить представления о свойствах песка иглины, определитьотличия. Предложить детям выяснить, почему присильном ветре неудобно играть с песком. Познакомить со свойствами мокрогопеска. Знакомство с песочными часами иих функции. Дать детям представление о влиянии высоких температур на песоки глину. Презентация работ по данному модулю. 11 5.Учебно-методические средства обучения 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008. 3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008. 4. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002. 5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература 6. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008 7. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995 Интернет-ресурсы http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал. 12 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)