РП ТР Чудеса науки и природы

1.Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм
организации свободного времени учащихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности « Чудеса науки и природы» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе материала, взятого из серии книг «Простая
наука для детей». Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением МАОУ Кунарской СОШ на 2023/2024 уч.г.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка,
а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не
просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них.
С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся создан курс «Чудеса науки и природы».
Преподавание естественных наук в начальной школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. В
дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи.
Основной целью изучения курса « Чудеса науки и природы» является создание условий
для ребенка, чтобы почувствовать себя активным участником в окружающих его природных
процессах - найти свое место в мироздании.
Программа определяет ряд задач:
 содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы и умозаключения,
доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность.
 способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
 формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаковосимволического, регулятивного и коммуникативного характера;
 создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и
личностную заинтересованность в расширении знаний.
Формы и режим занятий
Форма обучения
Очная: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная , включение в проектную деятельность; дистанционная: модульная, электронные ресурсы сайта «Инфоурок» «Интернетурок».
По месту проведения: школьная: с использованием оборудования центра естественнонаучной и технологической направленности (в классе, в кабинетах химии, биологии, географии, физики); внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся (7-8 лет) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 33 часа
в год.
2

Формы и средства контроля
Для контроля над освоением программного материала используются следующие
формы и методы контроля:- участие в выставках, проектах, конкурсах, творческих выставках.
Промежуточная аттестация в 1 классе проходит согласно календарному учебному
графику апрель – май в форме – защиты мини-проектов.
2.Планируемые результаты
В результате изучения курса «Чудеса науки и природы» обучающиеся на ступени начального общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
 приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
 познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
 различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

3



самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
4





задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи.

Ученик получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой
установкой.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Отличать физические явления от химических.
3) Работать с простейшим химическим оборудованием.
4) Планировать и проводить простейшие эксперименты.
5) Описывать явления.
3.Содержание программы .
Программа курса внеурочной деятельности кружка «Чудеса науки и природы» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она
предусмотрена для детей 1 класса, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру
особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Характерной особенностью данного курса является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления.
На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.

5

Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями,
викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), брейнрингами, интеллектуальными играми.
Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует
формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает
сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и
явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)
Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в
процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные
связи с объектами и явлениями окружающего мира
1 класс (33ч)
Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой (9 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом - водой, методом
наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать
выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится
от простого к сложному на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Модуль
даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать
полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;
анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенныепризнаки;
различать три состояния воды;
наблюдать круговорот в природе;
бережно относиться к воде.
Тематические разделы модуля:
1.
Вода и её свойства (2 ч)
2.
Вода в природе. Три состояния воды (2 ч)
6

Круговорот воды в природе. Осадки (2 ч)
4.
Экологические проблемы. Охрана воды (1 ч)
5.
Творческий отчет по Модулю 1 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов,
презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч).
3.

Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом (9 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом - воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Этот
модуль даёт знания в понятии
«погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается
экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится
от простого к сложному на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха;
анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства
воздуха;
определять состав воздуха;
понимать, что такое движение воздуха;
бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.
Тематические разделы модуля:
Воздух и его свойства (2 ч).
2.
Движение воздуха. Ветер (2 ч).
3.
Метеорология и погода (2 ч).
4.
Экологические проблемы. Охрана воздуха (1 ч).
5.
Творческий отчет по Модулю 2 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся
опытов и экспериментов, конструирование из бумаги «Вертушка») (2 ч).
1.

Модуль 3. Опыты и эксперименты с металлом (8 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом - металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит.
Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся ис7

пользовать свойства металлов в практической деятельности.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;
- анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя
их существенные признаки;
- применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;
- различать наличие металлов в полезных ископаемых;
- работать с информацией.
Тематические разделы модуля:
1. Металл и его свойства (2 ч).
2. Магнит и магнетизм (1 ч).
3. Полезные ископаемые. Руды (1 ч).
4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов (1 ч).
5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике (1 ч).
6. Творческий отчет по Модулю 3 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся
опытов и экспериментов) (2 ч).
Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (7 ч).
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами - песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость,
водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и
цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут
использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;
- сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с
научной точки зрения;
- давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека,
основываясь на знания свойств данных веществ;
- наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.
Тематические разделы модуля:
1. Песок и глина. Сходство и различие (1 ч)
2. Песок и глина - полезные ископаемые (1 ч)
3. Песок и глина в жизни человека (1 ч).
4. Изучаем строение песка и глины (2 ч).
5. Творческий отчет по Модулю 4 (защита коллективных и индивидуальных минипроектов,
презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, лепка из глины, конкурс поделок) (2 ч).

8

4. Тематическое планирование
1 класс
Название раздела

№
п/п

Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой.
Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом.
Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.
Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной.
Всего

1
2
3
4

Количество часов
по
учебному плану
9
9
8
7
33

5. Календарно- тематический план

№ п/п

1 класс
Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой (9 ч).
Тема
Содержание

Дата
План

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.
8-9.

Пар - это тоже
вода.

С водой и без воды.
Вода не имеет
формы.
«Плывущее
яйцо».
«Кипение»
холодной воды.
Замораживаем
воду.
Эксперимент со
льдом.
Творческая
мастерская.

Дать детям понятие о том, что пар - это тожевода.
Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то,что вода таит в себе много неизвестного.
Познакомить со свойствами воды. Помочьвыделить факторы внешней среды, необходимые для
роста и развития растений (вода,свет, тепло).
Дать представление о том, что вода принимает
форму сосуда
Дать представление отом, что такое плотность воды.
Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды.
Дать детям понятие отом, что снег — это замерзшая вода.
Изучить свойство льда исравнить его с жидким
состояние воды.
Презентация работ по данному модулю.

9

Факт

Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом (9 ч).
№ п/п

Тема

Содержание

1.

Этот
удивительный
воздух.

Дать представленияоб источниках загрязнения
воздуха;формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

2.

Парусные гонки.

3.

Вдох - выдох.

4.

Поиск воздуха.

Показать возможности преобразованияпредметов, участвовать в коллективном
преобразовании
Расширить представления о воздухе, способах его
обнаружения, об
объеме воздуха взависимости от температуры,
времени, в течение которого человек может
находиться
без воздуха.
Уточнить понятиядетей о том, что воздух - это
не"невидимка", а реально существующий газ.

5.

Муха - цокотуха.

6.

Воздух при
нагревании
расширяется.

7.

В воде есть
воздух.

8.

«Много ли в воздухе кислорода?»
«Танцующая
монета».

9.

№
п/п
1.

Факт

План

Факт

Уточнить знаниядетей о воздухе, оего значении
для насекомых.
Сформировать у детей представление о теплом и
холодномвоздухе.
Дать представлениео том, что в воде тоже есть
воздух,
как можно увидетьвоздух в воде.
Узнать количество кислорода в воздухе. Презентация работпо данному модулю.
Убедиться на практике о свойстве возДуха расширяться при нагревании.
Презентация работпо данному модулю.

Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом (8 ч).
Тема
Содержание
Парящий
самолет.

План

Помогать накоплению у детей конкретных
представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять
магнетические предметы от немагнетических,
используя магнит;Познакомить сфизическим
явлением «магнетизм».

10

2.

Притягивает - не
притягивает.

3.

Как достать
Помочь определить,какими свойствами магскрепку из воды, не за- нит обладает в воде и на воздухе.
Воспитывать интереск экспериментальной деямочив рук.
тельности и желание заниматься ею.
Познакомить детей спрактическим применениРисует магнит или
ем магнитав творчестве.
нет.
Способствовать воспитанию самостоятельности,развитию коммуникативных навыков.
«Вольфрам -король
Заочно изучить свойства вольфрама.
лампочек».

4.

5.
6.

«Алюминий - самый
лёгкий металл».

7.

«Куй железо пока
горячо».

8.

«Из чего делают
провода».

Помогать накоплению у детей конкретных
представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять
магнетические предметы от немагнетических,используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разныепредметы

Изучить свойства алюминия и его применение в быту.Познакомить с работой УАЗ
(презентация).
Определить происхождение поговорки.
Изучитьинформацию о свойствах железа и
сделать выводы.
Изучить информациюи сделать вывод на тему:
«Почему провода делают из металла?».
Презентация работ поданному модулю.

Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (7 ч).
№ п/п
Тема
Содержание
1.
Песчаный конус.
Помочь определить,может ли песок двигатся.
2.

Глина, какая она?

3.

Песок и глина наши помощники.

4.

Ветер и песок.

5.

«Свойства
мокрого песка».

6.

«Песочные часы».

7.

«Песок и глина».

Закрепить знаниядетей о глине.
Выявить свойстваглины (вязкая, влажная).
Уточнить представления о свойствах песка
иглины, определитьотличия.
Предложить детям выяснить, почему присильном ветре неудобно играть с песком.
Познакомить со свойствами мокрогопеска.
Знакомство с песочными часами иих функции.
Дать детям представление о влиянии высоких
температур на песоки глину. Презентация
работ по данному модулю.
11

5.Учебно-методические средства обучения
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008.
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое
пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008.
4. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ДРОФА», М., 2002.
5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература
6. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по
освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
7. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М.,
1995
Интернет-ресурсы


http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».