Познание мира по картам. 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодежной политики Свердловской области
ГО Богданович
МАОУ Кунарская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Зам.директора по УВР

Директор школы

________________________

________________________

________________________

Протокол №__
от «____»____________2024 г.

Клементьева Н.А.
Асочакова Е.А.
от «____»___________ 2024 г. от «____»__________ 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Познание мира по картам»
для обучающихся 8 класса

Уровень образования, класс основное общее

8

Количество часов 17
Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1 КК

с. Кунарское 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
2.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
3.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного
общего
образования,
представленных
в
федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения.
4. Примерной программы основного общего образования по географии как
инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Задачи программы:
 Познакомить детей с природой материков и стран, дать представление о
красоте и разнообразии природы, растительного и животного мира.
 Познакомить детей с традициями и обычаями жизни изучаемого народа.
 Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных
видах деятельности.
 Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт
личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и
коллективе;
 Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению
новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими
различные стороны жизни природы и общества;
 Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов
занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к
географической науке;
 Создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной
деятельности.
 Формирования представления о странах мира.
Актуальность: программа данного курса обобщает полученные знания из
курса географии 6-8 классов. Ее новизна заключается в том, что ее содержание
выходит за рамки учебного предмета география на ступени основного общего
образования, расширяет кругозор учащихся, предоставляя возможность на
практике применять полученные знания. Актуальность состоит в использовании
современных информационных средств и электронных ресурсов при отработки
теоретических знаний и решении тематических и типовых заданий.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической
номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки.

Программа призвана сохранить традиции классического учебного предмета
и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом,
в структуре содержания и организации обучения.
В
требованиях
Федерального
компонента
государственного
образовательного стандарта общего образования по географии к уровню
подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о
географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними,
пониманию связей между географическим положением и природными
условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно,
если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинноследственных связей между компонентами природы. Помощником в более
углубленном изучении предмета является географический кружок.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний
учащихся по физической географии материков и океанов через призму
страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и
культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
2) формирование личностных представлений о целостности природы, населения
и хозяйства Земли и еѐ крупных районов и стран, о России как субъекте
мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире;
3) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нѐм взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках
Предметные результаты
Ученики научатся:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты
точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны,
формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды
их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и
центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и
их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а
также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей
среды, ее использованию.
Ученики получат возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально- экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Особенности
экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные
версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА (11ч).
Тема 1. Источники географической информации (2 часа)
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и
элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений;
определение географических координат; анализ плана местности и построение
профиля местности по плану.
Тема 2. Природа земли и человек (1 час)
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка,
основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи
географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических
объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и
местное время и задач на определение географической широты в зависимости от
угла наклона солнечных лучей.
Тема 3. Материки, океаны, народы и страны (1 час)
Современная политическая карта мира. Особенности географического
положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение
стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой
по курсу.
Тема 4. Природопользование и геоэкология (1 час)
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов
ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций.
Основные виды природопользования.
Тема5. География России (6 часов)
5.1 Особенности географического положения России (1 час)
Географическое положение России. Территория и акватория, морские и
сухопутные границы РФ. Часовые пояса. Административно-территориальное
устройство России

5.2 Природа России (1 час)
Особенности геологического строения и распространения крупных форм
рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории
страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные
ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир
России. Природные зоны. Высотная поясность
5.3 Население России (2 часа)
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной
состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и
сельское население. Крупнейшие города
5.4 Хозяйство России (2 часа)
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйстваРоссии.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания
природных ресурсов. География отраслей промышленности. География
сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (5 часов)
Отработка заданий с кратким и полным ответами. Проведение
репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и
анализ его результативности.

ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Дата
проведения
занятия
план факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Знакомство с особенностями курса
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА (28 ч.)
Способы картографического изображения.
Географические модели. Градусная сеть.
Условные обозначения. Виды масштаба.
Земля как планета Солнечной системы. Географические
оболочки Земли.
Основные черты природы материков
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Основные типы природопользования
Характеристика Географического положения России.
Природные зоны России
Политико-административное
устройство
России.
Размещение населения.
Численность и естественный прирост населения.
Особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России
Природно-хозяйственное районирование России.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (5 ч.)
Решение тренировочных заданий тестовой формы с
выбором ответа.
Решение тренировочных заданий заданий текстовой
формы с кратким ответом.
Решение тренировочных заданий текстовой формы с
развернутым ответом
Решение вариантов государственной итоговой аттестации
Итоговое занятие. Анализ работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».