Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного образовательного учреждения Кунарской СОШ – программа действий всех участников образовательного процесса. Программа разработана руководителями школьных методических объединений, учителями – предметниками, представителями администрации ОО. Программа была рассмотрена и принята Педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 1 от 29 августа 2023 г.). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Круглый год» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Составлена на основе примерной программы Казанцевой М.Г. «Календарный фольклор» и авторской программы Дубовик С.В. »От зимы до осени». Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие личности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре. На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и сохранять культуру. Программа фольклорного кружка «Круглый год» позволяет изучить народное творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность. Программы фольклорного кружка состоит в углублении учебного материала, увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями, танцами, учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных праздниках. Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по специально разработанной системе. При этом обязательно учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся. Новизна образовательной программы дополнительного образования заключается в следующем: Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных инструментах, инсценирования, хореографии. Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников 1-4 классы. В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна, лето. В-четвёртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю. Направленность дополнительной образовательной программы: духовно-нравственная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих способностей. Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения. Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокальнохоровые данные детей. Возраст детей; данный кружок могут посещать дети 1-4 классов общеобразовательного учреждения. Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Игры, викторины; праздники народного календаря. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Продолжительность одного академического часа 45 минут. Общее количество часов в неделю-2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Объём общеразвивающей программы Объём программы- 72 часа. Срок освоения программы и особенности организации Программа фольклорного кружка «Круглый год» рассчитана на 4 года занятий. 1-й год обучения — ознакомительный 2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний 3-й и 4-й года обучения – творческая активность Методика проведения занятий предусматривает: 1. теоретическую подачу материала (словесные методы) 2. демонстрация старинных веще; 3. посещение музеев и выставок; 4. творческие встречи с другими коллективами; 5. практическую деятельность. Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей, нравственное становление личности. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале. 2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей. Развивающие: 1. Развитие вокального слуха и певческого голоса. 2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере. 3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков импровизации. Воспитательные: 1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов. 2. Формирование и развитие коммуникативных навыков. В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного образования – принцип интеграции. Учебный план 1 года обучения № Наименование разделов 1 2 3 4 5 6 7 Введение Народное искусство Музыкальные инструменты Вокально-хоровая работа Народная хореография Народный календарь Народные игры Всего: Учебный план обучения № Наименование разделов 1 2 3 4 5 6 7 Всего часов 1 7 10 22 12 10 10 72 Всего часов Вводное занятие. 1 Народное искусство. Жанры 6 народных песен. Музыкальные инструменты. 13 «Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой» Вокально-хоровое пение. 24 Пение без сопровождения инструмента. Народная хореография 16 Изучение фигур орнаментных хороводов: «восьмерка», «корзиночка», «колонна» Народный календарь 8 Народные игры 4 Всего: 72 Теор. Практ. 1 5 1 1 1 6 2 17 1 2 9 21 11 4 8 55 Теор. Практ. 1 3 3 1 12 2 22 1 15 2 6 4 62 10 Методические материалы № раздел тема Цель блока Формы и методы обучения Познакомить Словесны детей с й метод, народным беседа искусством Знакомство с Занятие жанрами игра народного творчества Знакомство и индивиду обучение игре альный на музыкальных инструментах 1 Вводное занятие. фольклор 2 Народное Жанры искусство. народных песен. 3 Музыкаль ные инструмен ты. «Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой» 4 Вокальнохоровое пение. 5 Народная хореограф ия 6 Народный календарь Пение без Развитие сопровожд вокальноения хоровых данных Знакомство с различной манерой пения. Изучение Развитие фигур координации, орнаментн памяти, ых хороводов: «восьмерка », «корзиночк а», «колонна» Праздники: Знакомство с Проводы календарным Зимы, и Пасха праздниками 7 Народные игры Ожидаемый результат Точки и виды контр Закрепить Диагоси знание детей ка муз-х способн Расширение Опрос, кругозора игра Научить детей играть на музыкальны х инструмента х Умение петь, интонироват ь простые песенки навыки владени я музыкал ьными инструм ентами Показ исполне ние песен Умение двигаться под музыку, Исп ользовать танцевальны е элементы Развити е координ ации памяти Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках Жур – Знакомство с Познавате Развитие журавель, видами игр, льный памяти, петушок знать и метод воспитание применять их доброжелате в жизни льности, Наблюд ение выступл ения Практиче ское занятие показ рассказ Игра, группов ая коллективиз ма Содержание программы обучения Цель: развитие и закрепление полученных знаний. Раздел 1. Вводное занятие. Фольклор – народное творчество. Продолжить знакомство с музыкальным фольклором. Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые, частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные. Раздел 3. Музыкальные инструменты. Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в огороде». Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая речь, работа над дикцией. Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов: восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного. Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки, ряженые, песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха. Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег. Раздел 7. Народные игры Жур-журавель. Петушок К концу второго года обучения дети должны: Знать: Знать расположение нот на нотном стане Знать жанры народных песен Уметь: Исполнять песни одноголосные Импровизировать под музыку Исполнять танцевальные движения хоровода Планируемые результаты Метапредметные результаты Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности. календарные и семейные обряды, обычаи, их символику основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень». различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового жанры народного творчества Сохранять и приумножать традиции народного творчества Личностные результаты применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни. уметь петь в чистый унисон исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией) играть на музыкальных инструментах различать на слух тембры инструментов. Ожидаемый результат выпускника. Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности. Знать: календарные и семейные обряды, обычаи, их символику расположение нот на нотном стане основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень». различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового жанры народного творчества Сохранять и приумножать традиции народного творчества Уметь: применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни. уметь петь в чистый унисон исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией) играть на музыкальных инструментах Различать на слух тембры инструментов. Нормативные документы Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48); Начальное общее образование (1-4 классы) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 31 декабря 2015 г.). Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ». План дополнительного образования на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования МАОУ «Кунарская СОЩ» на 2022/2023 учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Кунарская СОШ» № 1 от 31 августа 2022 года. Материально-техническое обеспечение Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Компьютер с выходом в Интернет. Аудио- и видеозаписи, презентации. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов. Реквизиты для игр. Шумовые народные инструменты, баян. Кадровое обеспечение Руководитель кружка, аккомпаниатор, учитель музыки Мелкозёрова Татьяна Ильинична. Список литературы Библиотека русского фольклора. - М., 1990. Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991. Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья. - Л., 1988. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: 1983. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991. 7. Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. М., 1980. 8. Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998. 9. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990. 10. Казанцева М.Г. «Календарный фольклор» .- М., 2016.