НОО. Круглый год

Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
муниципального
автономного
образовательного учреждения Кунарской СОШ – программа действий всех участников
образовательного процесса.
Программа разработана руководителями школьных методических объединений,
учителями – предметниками, представителями администрации ОО. Программа
была рассмотрена и принята Педагогическим советом образовательного учреждения
(протокол № 1 от 29 августа 2023 г.).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Круглый год»
разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской
федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства
образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (последняя редакция); Приказа Министерства
просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от
11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от
18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ
от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
Данная программа составлена
в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Приказа
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам. Составлена на основе примерной программы
Казанцевой М.Г. «Календарный фольклор» и авторской программы Дубовик С.В. »От зимы
до осени».
Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к
искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие
личности.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности
русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности.
Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное
искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков
новым поколениям через приобщение к национальной культуре.
На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В
связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы
возрождать и сохранять культуру.
Программа фольклорного кружка «Круглый год» позволяет изучить народное
творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.
Программы фольклорного кружка состоит в углублении учебного материала,
увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети знакомятся
с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями, танцами,
учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных праздниках.
Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по специально
разработанной
системе.
При
этом
обязательно
учитываются
возрастные
психофизиологические особенности учащихся.

Новизна образовательной программы дополнительного образования заключается в
следующем:
 Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов
творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных
инструментах, инсценирования, хореографии.
 Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных
возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников 1-4 классы.
 В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию
тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна,
лето.
 В-четвёртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и
наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю.
Направленность дополнительной образовательной программы: духовно-нравственная.
Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной
стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих
способностей.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому
способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого
настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его,
повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах,
вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения.
Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров,
направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном
музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокальнохоровые данные детей.
Возраст детей; данный кружок могут посещать дети 1-4 классов общеобразовательного
учреждения.
Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная.
Игры, викторины; праздники народного календаря.
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
Общее количество часов в неделю-2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объём общеразвивающей программы
Объём программы- 72 часа.
Срок освоения программы и особенности организации
Программа фольклорного кружка «Круглый год» рассчитана на 4 года занятий.
1-й год обучения — ознакомительный
2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний
3-й и 4-й года обучения – творческая активность
Методика проведения занятий предусматривает:
1. теоретическую подачу материала (словесные методы)
2. демонстрация старинных веще;
3. посещение музеев и выставок;
4. творческие встречи с другими коллективами;
5. практическую деятельность.
Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств
личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к
культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие
творческих способностей детей, нравственное становление личности.
Задачи:

Обучающие:
1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном
фольклорно – этнографическом материале.
2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и
исполнительских закономерностей.
Развивающие:
1. Развитие вокального слуха и певческого голоса.
2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.
3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей,
навыков импровизации.
Воспитательные:
1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.
2. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного
образования – принцип интеграции.
Учебный план 1 года обучения
№
Наименование разделов
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Народное искусство
Музыкальные инструменты
Вокально-хоровая работа
Народная хореография
Народный календарь
Народные игры
Всего:

Учебный план обучения
№
Наименование разделов
1
2
3

4

5

6
7

Всего
часов
1
7
10
22
12
10
10
72

Всего
часов
Вводное занятие.
1
Народное искусство. Жанры 6
народных песен.
Музыкальные
инструменты. 13
«Во саду ли в огороде», «Как
под горкой, под горой»
Вокально-хоровое
пение. 24
Пение без сопровождения
инструмента.
Народная
хореография 16
Изучение фигур орнаментных
хороводов:
«восьмерка»,
«корзиночка», «колонна»
Народный календарь
8
Народные игры
4
Всего:
72

Теор.

Практ.

1
5
1
1
1
6
2
17

1
2
9
21
11
4
8
55

Теор. Практ.
1
3

3

1

12

2

22

1

15

2

6
4
62

10

Методические материалы
№

раздел

тема

Цель
блока

Формы и
методы
обучения
Познакомить Словесны
детей
с й метод,
народным
беседа
искусством
Знакомство с Занятие жанрами
игра
народного
творчества
Знакомство и индивиду
обучение игре альный
на
музыкальных
инструментах

1

Вводное
занятие.

фольклор

2

Народное Жанры
искусство. народных
песен.

3

Музыкаль
ные
инструмен
ты.

«Во саду
ли
в
огороде»,
«Как под
горкой, под
горой»

4

Вокальнохоровое
пение.

5

Народная
хореограф
ия

6

Народный
календарь

Пение без Развитие
сопровожд вокальноения
хоровых
данных
Знакомство с
различной
манерой
пения.
Изучение
Развитие
фигур
координации,
орнаментн памяти,
ых
хороводов:
«восьмерка
»,
«корзиночк
а»,
«колонна»
Праздники: Знакомство с
Проводы
календарным
Зимы,
и
Пасха
праздниками

7

Народные
игры

Ожидаемый
результат

Точки и
виды
контр
Закрепить
Диагоси
знание детей ка
муз-х
способн
Расширение Опрос,
кругозора
игра
Научить
детей играть
на
музыкальны
х
инструмента
х
Умение
петь,
интонироват
ь
простые
песенки

навыки
владени
я
музыкал
ьными
инструм
ентами
Показ
исполне
ние
песен

Умение
двигаться
под
музыку, Исп
ользовать
танцевальны
е элементы

Развити
е
координ
ации
памяти

Умение
применять
сценической
культуры.
Участие
в
концертах
праздниках
Жур
– Знакомство с Познавате Развитие
журавель,
видами игр, льный
памяти,
петушок
знать
и метод
воспитание
применять их
доброжелате
в жизни
льности,

Наблюд
ение
выступл
ения

Практиче
ское
занятие

показ

рассказ

Игра,
группов
ая

коллективиз
ма
Содержание программы обучения
Цель: развитие и закрепление полученных знаний.
Раздел 1. Вводное занятие.
Фольклор – народное творчество.
Продолжить знакомство с музыкальным фольклором.
Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые,
частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные.
Раздел 3. Музыкальные инструменты.
Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в огороде».
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение.
Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения инструментов.
Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая речь, работа над
дикцией.
Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов:
восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из
подготовительного.
Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки, ряженые,
песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха.
Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег.
Раздел 7. Народные игры Жур-журавель. Петушок
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
 Знать расположение нот на нотном стане
 Знать жанры народных песен
Уметь:
 Исполнять песни одноголосные
 Импровизировать под музыку
 Исполнять танцевальные движения хоровода
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о
народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие
способности.
 календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
 основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
 различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
 жанры народного творчества
 Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Личностные результаты
 применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
 уметь петь в чистый унисон
 исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой
интонацией)
 играть на музыкальных инструментах
 различать на слух тембры инструментов.
Ожидаемый результат выпускника.

Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по
народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои
творческие способности.
Знать:
 календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
 расположение нот на нотном стане
 основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
 различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
 жанры народного творчества
 Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Уметь:
 применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
 уметь петь в чистый унисон
 исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной
речевой интонацией)
 играть на музыкальных инструментах
 Различать на слух тембры инструментов.
Нормативные документы
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст.
48);
 Начальное общее образование (1-4 классы)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от
31 декабря 2015 г.).
 Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ».
План дополнительного образования на уровне начального общего, основного
общего, среднего общего образования МАОУ «Кунарская СОЩ» на 2022/2023
учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Кунарская СОШ» № 1 от 31 августа
2022 года.
Материально-техническое обеспечение
 Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
 Компьютер с выходом в Интернет.
 Аудио- и видеозаписи, презентации.
 Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов.
 Реквизиты для игр.
 Шумовые народные инструменты, баян.
Кадровое обеспечение
Руководитель кружка, аккомпаниатор, учитель музыки Мелкозёрова Татьяна
Ильинична.
Список литературы
 Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
 Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
 Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего
 Поволжья. - Л., 1988.
 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и










поэзия. - М., 1992.
Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: 1983.
Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф.
Некрыловой. М., 1991.
7. Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. М., 1980.
8. Новицкая М.Ю.
Методические рекомендации к курсу «Введение в
народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
9. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
10. Казанцева М.Г. «Календарный фольклор» .- М., 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».