Пояснительная записка
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и
нормативными документами.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Nº 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Ф3).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 Nº 295-Ф3 «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 Nº 124-Ф3 «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. Nº 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 Nº 474 «O национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 Nº 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
Nº 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
Nº 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 Nº 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 Nº 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. Nº 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 Nº 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. Nº 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России Nº 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 Nº АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности
образовательных программ».
с
использованием
сетевых
форм
реализации
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 Nº АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 Nº ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 Nº 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 Nº 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствиях с социальным сертификатом».
Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к
искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие
личности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности
русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности.
Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное
искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков
новым поколениям через приобщение к национальной культуре. На сегодняшний день
стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла
необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и сохранять
культуру.
Программа фольклорного кружка «Круглый год» позволяет изучить народное
творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.
Программы фольклорного кружка состоит в углублении учебного материала,
увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети
знакомятся с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями,
танцами, учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных
праздниках. Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по
специально разработанной системе. При этом обязательно учитываются возрастные
психофизиологические особенности учащихся.
Новизна образовательной программы дополнительного образования заключается в
следующем:
 Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов
творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных
инструментах, инсценирования, хореографии.
 Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных
возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников 1-4 классы.
 В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию
тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна,
лето.
В-четвѐртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и
наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю.
Направленность дополнительной образовательной программы: духовно-нравственная.
Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной
стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих
способностей.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому
способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе
творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом,
воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это
происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих
эффективность усвоения.
Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров,
направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о
народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает
вокально-хоровые данные детей.
Возраст детей; данный кружок могут посещать дети 7-11 лет.
Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная.
Игры, викторины; праздники народного календаря.
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
Общее количество часов в неделю-2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объѐм общеразвивающей программы
Объѐм программы- 72 часа.
Срок освоения программы 1 год
Методика проведения занятий предусматривает:
1. теоретическую подачу материала (словесные методы)
2. демонстрация старинных вещей;
3. посещение музеев и выставок;
4. творческие встречи с другими коллективами;
5. практическую деятельность.
Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств
личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к
культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие
творческих способностей детей, нравственное становление личности.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на
доступном фольклорно – этнографическом материале.
2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и
исполнительских закономерностей.
Развивающие:
1. Развитие вокального слуха и певческого голоса.
2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.
3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей,
навыков импровизации.
Воспитательные:
1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.
2. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного
образования – принцип интеграции.
Учебный план
№
Наименование разделов
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Народное искусство
Музыкальные инструменты
Вокально-хоровая работа
Народная хореография
Народный календарь
Народные игры
Всего:
Всего
часов
1
7
10
22
12
10
10
72
Теор.
Практ.
1
3
1
1
1
6
2
15
1
4
9
21
11
4
8
59
Учебный план обучения
№
Наименование разделов
Теор. Практ.
1
2
1
3
3
1
12
2
22
1
15
2
6
4
62
3
4
5
6
7
Всего
часов
Вводное занятие.
1
Народное искусство. Жанры 6
народных песен.
Музыкальные
инструменты. 13
«Во саду ли в огороде», «Как
под горкой, под горой»
Вокально-хоровое
пение. 24
Пение без сопровождения
инструмента.
Народная
хореография 16
Изучение фигур орнаментных
хороводов:
«восьмерка»,
«корзиночка», «колонна»
Народный календарь
8
Народные игры
4
Всего:
72
10
Методические материалы
№
раздел
тема
1
Вводное
занятие.
фольклор
2
Народное Жанры
искусство. народных
песен.
Цель
блока
Формы и
методы
обучения
Познакомить Словесны
детей
с й метод,
народным
беседа
искусством
Знакомство с Занятие жанрами
игра
народного
творчества
Ожидаемый
результат
Закрепить
знание детей
Расширение
кругозора
Точки и
виды
контр
Диагоси
ка
муз-х
способн
Опрос,
игра
3
Музыкаль
ные
инструмен
ты.
«Во саду
ли
в
огороде»,
«Как под
горкой,
под горой»
Знакомство и индивиду
обучение игре альный
на
музыкальных
инструментах
Научить
детей играть
на
музыкальны
х
инструмента
х
Умение
петь,
интонироват
ь
простые
песенки
навыки
владени
я
музыкал
ьными
инструм
ентами
Показ
исполне
ние
песен
4
Вокальнохоровое
пение.
5
Народная
хореограф
ия
6
Народный
календарь
Пение без Развитие
сопровожд вокальноения
хоровых
данных
Знакомство с
различной
манерой
пения.
Изучение
Развитие
фигур
координации,
орнаментн памяти,
ых
хороводов:
«восьмерка
»,
«корзиночк
а»,
«колонна»
Праздники: Знакомство с
Проводы
календарным
Зимы,
и
Пасха
праздниками
Умение
двигаться
под
музыку, Исп
ользовать
танцевальны
е элементы
Развити
е
координ
ации
памяти
Умение
применять
сценической
культуры.
Участие
в
концертах
праздниках
Жур
– Знакомство с Познавате Развитие
журавель,
видами игр, льный
памяти,
петушок
знать
и метод
воспитание
применять их
доброжелате
в жизни
льности,
коллективиз
ма
Наблюд
ение
выступл
ения
7
Народные
игры
Практиче
ское
занятие
показ
рассказ
Игра,
группов
ая
Содержание программы обучения
Цель: развитие и закрепление полученных знаний.
Раздел 1. Вводное занятие.
Фольклор – народное творчество.
Продолжить знакомство с музыкальным фольклором.
Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые,
частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные.
Раздел 3. Музыкальные инструменты.
Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в
огороде».
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение.
Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения
инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая
речь, работа над дикцией.
Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов:
восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из
подготовительного.
Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки, ряженые,
песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха.
Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег.
Раздел 7. Народные игры Жур-журавель. Петушок
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
 Знать расположение нот на нотном стане
 Знать жанры народных песен
Уметь:
 Исполнять песни одноголосные
 Импровизировать под музыку
 Исполнять танцевальные движения хоровода
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о
народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои
творческие способности.
 календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
 основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
 различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
 жанры народного творчества
 Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Личностные результаты
 применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
 уметь петь в чистый унисон
 исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной
речевой интонацией)
 играть на музыкальных инструментах
 различать на слух тембры инструментов.
Ожидаемый результат выпускника.
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по
народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои
творческие способности.
Знать:
 календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
 расположение нот на нотном стане
 основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
 различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
Уметь:
применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.
уметь петь в чистый унисон
исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной
речевой интонацией)
играть на музыкальных инструментах
Различать на слух тембры инструментов.
Материально-техническое обеспечение
 Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
 Компьютер с выходом в Интернет.
 Аудио- и видеозаписи, презентации.
 Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов.
 Реквизиты для игр.
 Шумовые народные инструменты, баян.
Кадровое обеспечение
Руководитель кружка, аккомпаниатор, учитель музыки Мелкозѐрова Татьяна
Ильинична.
Список литературы
Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего
Поволжья. - Л., 1988.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. - М., 1992.
Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: 1983.
Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф.
Некрыловой. М., 1991.
7. Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. М., 1980.
8. Новицкая М.Ю.
Методические рекомендации к курсу «Введение в
народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
9. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
10. Казанцева М.Г. «Календарный фольклор» .- М., 2016.