Пояснительная записка
Образовательная область: география.
Возрастная категория: 11 класс
Количество
часов
на
предмет: 1
час
в
Цель: - дополнительная подготовка обучающихся
государственного экзамена по географии.
неделю,
всего
34
часа.
для успешной сдачи Единого
Задачи: - детально познакомить уч-ся с процедурой проведения ЕГЭ по географии,
структурой работы;
- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с
содержанием курса географии;
- формировать мировозренческую позицию обучающихся.
Данный курс составлен для учащихся 11 класса, обучающихся в общеобразовательных
классах, изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу
учащихся и их родителей.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических
исследований:
картографический,
статистический,
сравнительный,
исторический,
математические и другие.
Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют
решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Применение электронного
тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга
знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и
углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в
любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты
местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.
Требования к обучающимся по данному курсу
Знать и понимать
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет,
структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции;
значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических
проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение,
географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое
страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и
геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
- применять основные положения географической науки для описания и анализа
современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной
территориальной системы;
2
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические
характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных
взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием
разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической
и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социальноэкономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их
географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного
воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах
жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Название раздела
Введение
План и карта
Природа Земли
Население мира
Мировое хозяйство
Социально-экономическая география России
Политическая карта мира
Обобщение по курсу
Итого за год
3
Количество
часов
1
3
7
6
5
7
3
2
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Введение – 1 час
1
Диагностическое
1
тестирование.
Ознакомление учащихся с
форматом заданий ЕГЭ.
Отработка
навыков
оформления
бланков
регистрации, ответов в
формате ЕГЭ.
План и карта – 3 часа
2.
План и карта.
1
Масштаб.
Линейный
масштаб. Именованный и
численный масштаб.
3.
План и карта.
1
Определение направлений
на глобусе, плане и карте.
Градусная сетка на глобусе
и картах.
4
План и карта
Природа Земли – 7
5
Природа Земли.
Земля как планета
солнечной системы.
Географические следствия
суточного и годового
движения Земли.
Равноденствие и
солнцестояние. Полуденная
1
1
Виды практических работ
Задания
для
самостоятельной
подготовки: масштаб и направления на
плане и
географической
карте;
географические
координаты;
определение направлений на плане и
карте;
условные
знаки
топографической
карты
(плана),
общегеографических и тематических
карт.
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме. Закрепление рекомендуется
проводить в форме практических
работ: измерение расстояний с
помощью
линейного
масштаба,
линейки
и
циркуля-измерителя;
перевод масштаба из именованной
формы в численную и из численной в
именованную. Решение задач на
определение длины отрезка на карте
по
указанному
масштабу
и
расстоянию;
на
определение
расстояния по длине отрезка на карте и
указанному масштабу.
Определение направлений по рамке
плана и специальным указателям;
определение направлений по рамке
карты и элементам градусной сетки;
определение по карте географических
координат точки, нахождение точки на
карте по указанным координатам;
определение
относительного
местоположения точек с указанными
географическими координатами.
Зачет
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Решение задач на определение
продолжительности светового дня в
соответствии с указанной датой и
широтой места наблюдения; на
определение
относительной
4
Дата
6
7
8.
высота Солнца и
географическая широта
места наблюдения.
Изменение полуденной
высоты Солнца над
горизонтом в соответствии
с географической широтой
места наблюдения и датой
наблюдения.
Природа Земли.
1
Литосфера. Тектоническое
и геологическое строение
Земли. Горные породы.
Состав и строение земной
коры
материкового
и
океанического
типов.
Понятие о литосферных
плитах.
продолжительности светового дня в
зависимости
от
широты
места
наблюдения.
Природа Земли.
1
Рельеф материков Земли и
территорий России. Горные
страны
и
равнины.
Соответствие форм рельефа
тектоническому строению
территории.
Динамика
формирования
рельефа.
География распространения
ледниковых, эрозионных и
аккумулятивных
форм
рельефа.
Географическая
номенклатура.
Природа Земли.
1
Атмосфера.
Типы
воздушных
масс.
Климатические пояса и
типы
климата.
Перемещение воздушных
масс.
Формирование
атмосферных
фронтов,
циклонов и антициклонов.
Образование пассатов и
муссонов. Западные ветры
умеренных
широт.
Закономерности изменения
среднегодового количества
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме. Проведение практических работ
на
определение
географического
положения
объектов
суши;
определение географических объектов
по
указанным
координатам
и
характерным признакам.
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме. Проведение практических работ
на
сравнительный
анализ
геологической и тектонической карт,
установление
взаимосвязи
тектонического
и
геологического
строения территории, определения
главных
рельефообразующих
факторов в формировании рельефа
территорий.
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
5
осадков и режима их
выпадения. Атмосферные
явления.
9.
Природа Земли.
Гидросфера.
Состав
и
строение
гидросферы.
Мировой круговорот воды.
Свойства вод Мирового
океана:
температура
и
соленость.
Изменение
температуры и солености
поверхностных вод океанов
в
зависимости
от
географической
широты.
Океанические течения.
10.
Природа Земли.
Биосфера. Животный и
растительный
мир
материков. Животные и
растения природных зон
экваториальных
лесов,
саванн,
тропических
пустынь,
зональных
природных
комплексов
умеренного пояса, Арктики
и Антарктики. Понятие об
эндемичных
видах.
Особенности животного и
растительного
мира
Африки,
Австралии,
Южной Америки, Северной
Америки, Антарктиды и
Евразии.
11.
Зачет по теме «Природа
Земли».
Население мира – 7 часов
12.
Население мира.
Расовый состав населения.
География
расселения
экваториальной,
европеоидной
и
монголоидной
рас.
Смешанные расы.
13.
Население мира.
Этнический
состав
населения.
Крупнейшие
языковые семьи и группы.
14.
Население мира.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Номенклатура
объектов
Мирового океана и вод суши.
Номенклатура крупнейших водных
объектов материков: озера, реки,
ледники.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Номенклатура
зональных
природных комплексов равнин и
высотная поясность в горах.
1
Практика решений тестовых заданий
по теме.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Номенклатура
народов
Индоевропейской,
Алтайской,
Афразийской,
Сино-Тибетской
и
Уральской семей; география их
расселения.
Повторение,
закрепление
и
1
6
Типы
воспроизводства
населения.
Рождаемость,
смертность и естественный
прирост.
Географические
различия
в
возрастнополовой
структуре
населения. Европейский и
Афро-Азиатский
типы
воспроизводства населения.
15.
Население мира.
Мировые
религии.
География и религиозные
центры
христианства,
ислама, буддизма.
16.
Население мира.
Размещение
населения.
Городское
и
сельское
население.
Понятие об
урбанизации. Номенклатура
крупнейших городов и
городских агломераций по
принадлежности к странам.
17.
Зачет по теме «Население
мира».
Мировое хозяйство – 5 часов
18.
Мировое хозяйство.
Природные
ресурсы.
Минеральные
ресурсы:
энергоносители,
рудные
ресурсы.
19.
Мировое хозяйство.
Отраслевая
структура
мирового
хозяйства.
Мировое
хозяйство
в
период НТР. Изменение
географии
отраслей
мирового хозяйства под
воздействием
НТР.
Региональные
и
межрегиональные
экономические
объединения
стран.
Транснациональные
корпорации.
20.
Мировое хозяйство.
Территориальная структура
мирового
хозяйства.
География
промышленности. Цветная
и
черная
металлургия,
машиностроение, пищевая
систематизация основных понятий по
теме. Показатели численности и
воспроизводства
населения.
Возрастно-половая
структура
населения.
1
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Номенклатура
стран
с
преобладанием в числе верующих
христиан, мусульман и буддистов.
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
1
Практика решений тестовых заданий
по теме.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Номенклатура стран – экспортеров
нефти.
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
1
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме. Номенклатура регионов и стран,
имеющих туристско-рекреационную
специализацию.
7
и легкая промышленность,
лесная
и
целлюлознобумажная промышленность.
География сферы услуг.
21.
Мировое хозяйство.
1
Повторение,
закрепление
и
Мировое
сельское
систематизация основных понятий по
хозяйство.
География
теме.
Номенклатура
стран
–
земледелия.
Основные
крупнейших
экспортеров
зерна,
направления:
зерновое
хлопка, сахара – сырца.
хозяйство,
производство
технических, волокнистых,
масличных
культур
и
сахароносов.
22.
Мировое хозяйство.
1
Повторение,
закрепление
и
Мировой
транспорт.
систематизация основных понятий по
Понятие о грузообороте и
теме.
пассажирообороте.
Роль
различных
видов
транспорта
в
мировых
грузо-и пассажирообороте.
Экономическая и социальная география России – 7 часов
23.
Экономическая
и 1
Повторение,
закрепление
и
социальная
география
систематизация основных понятий по
России.
теме. Номенклатура
субъектов
Экономическое
Российской Федерации.
районирование
РФ.
Критерии экономического
районирования.
Экономические районы и
регионы
Западного
и
Восточного экономических
макрорегионов РФ.
24.
Экономическая
и 1
Повторение,
закрепление
и
социальная
география
систематизация основных понятий по
России.
теме.
Установление
соответствия
Местоположение субъектов
субъектов
РФ
территориальным
РФ.
Территориальный
центрам (столицам).
состав
экономических
районов. Субъекты РФ,
расположенные в Западном
и
Восточном
экономических
макрорегионах страны.
25.
Экономическая
и 1
Повторение,
закрепление
и
социальная
география
систематизация основных понятий по
России.
теме.
Ресурсная база экономики
России.
Ресурсообеспеченность
России по различным видам
природных ресурсов.
8
Экономическая
и
социальная
география
России.
Комплекс конструкционных
материалов.
Отраслевой
состав
комплекса
конструкционных
материалов: металлургия,
химическая
и
лесная
промышленность,
промышленность
строительных материалов.
Межотраслевые
связи
отраслей
комплекса
конструкционных
материалов.
Электроэнергетика:
типы
электростанций.
27.
Экономическая
и
социальная
география
России.
Цветная
металлургия.
Металлургические базы РФ:
Уральская,
Сибирская,
Центральная. Крупнейшие
металлургические центры
цветной
металлургии:
география
производства
алюминия, меди, титана.
Факторы
размещения
предприятий,
производящих тяжелые и
легкие цветные металлы.
28.
Сельское хозяйство России.
Структура и география
земледелия.
Агроклиматические
и
почвенные
ресурсы.
География животноводства.
Молочное и мясомолочное
животноводство.
Сельскохозяйственная
экономическая
специализация
субъектов
РФ.
29.
Зачет
по
теме
«Экономическая
и
социальная
география
России».
Политическая карта мира – 3 часа
30.
Политическая карта мира.
26.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Номенклатура
нефтедобывающих, газодобывающих и
угледобывающих субъектов РФ.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
1
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
1
Практика решений тестовых заданий
по теме.
1
Повторение,
9
закрепление
и
31.
Политическая
карта
Европы. Типология стран
по
уровню
социальноэкономического развития.
Политическая карта мира.
1
Политическая карта Азии,
Африки и Америки.
Политическая карта мира.
1
Динамика
формирования
современной политической
карты мира. Региональные
объединения стран Европы,
Азии, Африки и Америки.
Обобщение по курсу – 2 часа
33.
Подготовка к контрольно- 1
зачетному тестированию
34
Контрольно-зачетное
1
тестирование.
32.
систематизация основных понятий по
теме. Номенклатура стран Северной,
Западной, восточной и Южной
Европы, Европейского союза и СНГ.
Номенклатура и состав субрегионов.
Установление соответствия стран
указанным
столицам
и
столиц
указанным странам.
Повторение,
закрепление
и
систематизация основных понятий по
теме.
Учебно-методический комплект:
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.:
ил
2. 2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 1. Планета, на
которой мы живем. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных
учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 280 с.: ил., карт.
4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 2. Материки
планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7
класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012.
256 с.: ил., карт.
5. Географический атлас.7 класс. – М.: Дрофа, 2012
6. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса общеобразовательных
учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 336 с. : ил.
7. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012
8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России:
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское
слово - РС» 2012. 281 с. : ил.
9. Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2012
10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география
мира: В 2 ч. Ч 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география
мира: В 2 ч. Ч 2. Региональный обзор мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
12. Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012
10
11