Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности.Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
•
в формировании его российской идентичности;
•
в формировании интереса к познанию;
•
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
•
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
•
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
•
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
•
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
•
в осознании своего места в обществе;
•
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
•
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
2
Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35
учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию
по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины,
интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую
систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на
практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её
не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного
года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий,
что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть
— основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
11.
3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в
развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний.
Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное
разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека
и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира:
как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты.
Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид
искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и
направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной ценности
каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к
государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации.Роль цифровых технологий в расширении возможностей
участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого
человека — основа гармоничныхотношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина
4
и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты
и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека.
Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание
друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества
и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к
своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцевв жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших
времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества
— выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании
нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только
для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес —
это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
5
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследиеСлушать, слышать и
договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием
цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как
происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами
как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться
с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой —
реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих.
В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества,
отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения
русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в
России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют
на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов.
Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих
свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты —
личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый
человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья
и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать
и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной
работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них
отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
6
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному
развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
проявлять готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать
средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных
институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
8
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного
языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками
самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализахудожественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный языккак средство для
получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России
в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях
и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной
информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях
9
процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и
интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические
знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
формирование собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-11 КЛАССЫ
№
п/п
1
2
Наименование разделов и Количество Основное
тем программы
часов
содержание
Зачем человеку учиться?
1
Русский язык в эпоху
1
цифровых технологий
Основные виды
деятельности
Обучение — важный процесс
развития
человека.
Роль
знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков
работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся
ценности:
жизнь, созидательный труд,
патриотизм
Русский
язык
государственный
объединяющий
многонациональную
народов
Цифровые ресурсы
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
— Эвристическая
язык, беседа,
просмотр
видеофрагментов,
https://разговорыоважном.рф/
семью выполнение
интерактивных
3
Цифровой
страны
суверенитет
1
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского языка, изменения в
устной и письменной речи под
влиянием
цифровой
среды.
Грамотная, логичная и понятная
речь — признак образованного
человека и залог успеха в
будущем.
Правила
использования стилей речи в
современной
коммуникации.
Формирующиеся
ценности:
высокие нравственные идеалы,
патриотизм
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Что
такое
цифровой
суверенитет? Как обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и каждого человека?
Возможности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
12
цифрового
мира:
как творческих заданий
современные
технологии
помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир
цифровых
профессий:
как
создаются новые технологии?
Правила безопасного поведения в
сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, права и свободы
человека
4
Мирный атом. День
работника
атомной 1
промышленности
Мирный
атом
—
это
использование атомной энергии в
мирных
целях
на
благо
человечества.
Контроль
распространения
атомной
энергии. Уникальные атомные
технологии
и
достижения
отечественной научной школы.
13
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Влияние экологически чистых и
эффективных
источников
энергии
на
будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, созидательный труд
5
О творчестве. Ко Дню
1
музыки
Русская культура — признанное
мировое достояние человечества.
Реализация
творческого
потенциала взрослых и детей
Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного
над
материальным,
служение
Отечеству
6
Что такое уважение? Ко
Уважение — это
1
14
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Эвристическая
https://разговорыоважном.рф/
Дню учителя
понимание
безусловной
ценности каждого человека.
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к
чужому труду, к государству
— фундамент гармоничного
развития общества. Правила
общения
внутри
семьи,
школы
и
коллектива.
Подготовка
к
взрослой
жизни
и
формирование
ответственности. О роли
педагога
в
воспитании
личности. Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение, служение
Отечеству и ответственность
за его судьбу
15
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
7
Как понять друг друга разным
1
поколениям?
Семья как ценность в жизни Эвристическая
каждого человека, основа беседа, просмотр
любого общества.
видеофрагментов, https://разговорыоважном.рф/
выполнение
Формирование
общих
семейных ценностей
— залог взаимопонимания в
семье.
Преодоление
конфликтов и проблем в
общении
за
счет
взаимоуважения и обмена
опытом.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья
8
О городах России. Ко Дню
1
народного единства
Города России: разнообразие
культур, языков и вековых
традиций. Единство народов,
проживающих на территории
Российской Федерации.
Древнейшие города России
как хранители информации о
наших
предках
и
культурного кода страны.
Изучение
российских
городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль
16
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
государства
в
развитии
малых
городов.
Возможности граждан в
развитии
своей
малой
родины.
Формирующиеся
ценности: единство народов
России, гражданственность
9
Общество
возможностей
безграничных
1
Современное общество —
совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но
имеющих
единые
потребности
в
любви,
уважении, дружбе, принятии
и самореализации. Роль
цифровых технологий в
расширении возможностей
участия в общественных
процессах.
Готовность
уважительно воспринимать
другого человека — основа
гармоничных отношений в
обществе.
Формирующиеся ценности:
жизнь, взаимоуважение
17
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
10
11
Селекция и генетика.
170летию И. В. Мичурина
К
1
Как решать конфликты и
справляться с трудностями.
1
Ко Дню психолога
Генетика и селекция —
перспективные
области
науки, улучшающие жизнь
общества.
Уникальные
научные
достижения
российских
ученых
прошлого
и
настоящего. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на
развитие
страны.
Возможности
для
подрастающего поколения в
познании мира и личном
развитии.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
высокие
нравственные идеалы
Конфликты и трудности —
естественный
элемент
развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск
18
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
интерактивных
заданий, работа в
причины
конфликтов группах,
как
ключ
к
их выполнение
разрешению.
творческих заданий
Совместные усилия и
внимание друг к другу
как залог преодоления
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
19
12
Профессия — жизнь спасать
1
Спасатели
—
специалисты, которые
помогают
людям
в
опасных
ситуациях.
Спасатель и риск ради
другого
человека.
Профессиональные
качества
и
навыки
спасателей. Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к своей и
чужой жизни, правила
безопасности.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
20
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
13
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
14
Россия — страна
победителей. Ко Дню Героев
Отечества
1
1
Роль
домашних
питомцев
в
жизни
человека.
Бережное
отношение к питомцам и
ответственность за их
жизнь
—
качества
владельца
домашних
животных. Всемирный
день
питомца
объединяет людей всей
планеты для укрепления
ценностей дружбы и
заботы о животных.
Правила безопасности
при
общении
с
животными.
Формирующиеся
ценности: милосердие
Герои
России
с
древнейших времен и до
современности.
Традиции героизма,
21
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов, https://разговорыоважном.рф/
выполнение
мужества
и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности
и
культурного кода.
День Героев Отечества
—
выражение
благодарности,
признательности
и
уважения
за
самоотверженность
и
мужество.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
служение Отечеству и
ответственность за его
судьбу
15
Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции
1
Конституция
Российской
Федерации — основной
закон
страны.
Конституция закрепляет
права
и
свободы
человека как высшую
ценность.
Справедливость — одна
из важнейших духовно-
22
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
нравственных
ценностей российского
общества.
Знание
законов страны как
прямая
обязанность
каждого
гражданина
России. Какие права и
обязанности есть
у
детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость, жизнь,
достоинство, права и
свободы человека
16
Совесть внутри нас
1
Совесть — внутренний
ориентир, помогающий
отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в
осуществлении личного
выбора.
Влияние
традиционных
ценностей, культуры и
исторического
опыта
страны
на
формирование
нравственных
ориентиров личности.
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
23
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
17
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
1
Зимние каникулы — это
время не только для
семейного доcуга и
отдыха, но и добрых дел.
Чем
заняться
на
каникулах,
чтобы
провести
время
с
пользой:
составление
календаря.
Новогодние традиции
народов
России.
Подарки,
создание
атмосферы новогодней
сказки для своих родных
и близких.
Формирующиеся
ценности:
крепкая
семья, единство народов
России, взаимопомощь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
История
развития Эвристическая
отечественной
беседа, просмотр https://разговорыоважном.рф/
мультипликации.
видеофрагментов,
24
Отечественная
школа
мультипликации и ее
достижения. Мировое
признание советских и
российских
мультипликационных
фильмов.
Каждый
фильм — это труд
большой
команды
профессионалов.
Современная
мультипликация,
профессии этой сферы.
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного
над
материальным,
гуманизм
25
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
19
Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее
1
Российские музеи —
хранители богатейшего
материального
и
нематериального
наследия
страны.
Сохранение
исторического
и
культурного наследия
как
направление
государственной
26
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
политики.
Изучение,
реставрация
и
интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея
— крупнейший музей
русского искусства и
объект
всемирного
достояния.
Почему
важно посещать музеи?
Профессии в сфере
музейного дела. Как
создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного
над
материальным,
служение Отечеству
27
20
Как создавать свой бизнес?
1
Бизнес
—
ответственный
выбор
человека, возможность
реализовать свою мечту
и
принести
пользу
обществу. Современные
предприниматели и их
возможности в
развитии отечественной
экономики и улучшении
жизни людей. Бизнес —
это не только личный
успех,
но
и
ответственная
командная работа. С
чего начать свое дело? О
мерах поддержки для
молодых
предпринимателей
в
нашей стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
28
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в https://разговорыоважном.рф/
группах,
выполнение
творческих заданий
21
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
Богатейшее
наследие
российской науки и ее
выдающихся
представителей.
Технологическое
лидерство государства и
развитие науки. Как
меняются
научные
подходы с развитием
цифровых технологий?
Государственная
поддержка науки и
молодых ученых. Как
происходят
современные открытия?
Как
стать
ученым?
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
29
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
22
Слушать,
слышать
и
договариваться. Кто такие 1
дипломаты?
Дипломатия — важная
сфера
деятельности
государства,
обеспечивающая защиту
интересов государства и
российских
граждан.
Специфика
дипломатической
работы. Диалог между
государствами
как
основа международной
стабильности. Навыки
для
жизни:
как
научиться
договариваться
с
окружающими людьми
и вести конструктивный
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая память и
преемственность
поколений,
многонациональное
единство
30
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
23
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню 1
защитника Отечества
Герой — реальный
человек,
живущий
рядом с нами, чья жизнь
является примером для
окружающих. В каждом
регионе России живут
выдающиеся
герои,
отважные,
мужественные
и
трудолюбивые.
Что
такое героизм? Какие
качества
отличают
героя?
Формирующиеся
ценности: патриотизм,
единство народов
России
24
День наставника
День наставника
важный
1
31
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
— Эвристическая
беседа, просмотр
https://разговорыоважном.рф/
25
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет
1
Союзу театральных деятелей
России
государственный
праздник,
который
позволяет
закрепить
статус
наставников,
подчеркнуть значимость
этой деятельности и
повысить ее престиж.
Роль
наставника
в
формировании
и
профессиональном
развитии
личности.
Знаменитые россияне и
их наставники. К. Д.
Ушинский
как
основоположник
научной педагогики в
России.
Как
найти
наставника?
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству,
созидательный труд
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Русский театр — это не
просто сцена и кулисы,
это зеркало общества,
отражающее
эпохи,
нравы и судьбы страны.
Театр —семья
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
интерактивных
заданий, работа в
группах,
32
разных профессий:
выполнение
декораторы, костюмеры, творческих заданий
режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и
многие
другие.
Достижения
русской
театральной
школы,
вошедшие в мировую
практику.
Развитие
школьных театров в
России.
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного
над
материальным,
созидательный труд
26
Как справляться с волнением? 1
Волнение
как
естественное состояние
человека перед важным
событием в жизни.
Контроль
эмоционального
состояния, забота о
своем физическом и
психологическом
здоровье.
Какие
полезные привычки
33
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
положительно влияют
на
эмоциональное
состояние?
Как
их
сформировать
и
придерживаться?
Формирующиеся
ценности: жизнь
27
65 лет триумфа. Ко Дню
1
космонавтики
Россия — одна из
ведущих космических
держав.
Развитие
космической отрасли —
приоритетное
направление
национальных проектов.
Достижения прошлого
как
предмет
национальной гордости
и
мотивация
для
будущих
свершений
отечественной
космонавтики.
Труд
конструкторов,
инженеров, летчиков и
других
специалистов
открывает для страны и
всего
человечества
новые
горизонты.
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству, историческая
память
34
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
28
Как мусор получает «вторую
жизнь»?
Технологии 1
переработки
Состояние планеты —
личная ответственность
каждого
человека.
Почему об экологии
должен
заботиться
каждый
человек?Неосознанное
потребление
как
причина
роста
количества
мусора.
Климатические
изменения, загрязнение
окружающей
среды.
Развитие
системы
переработки отходов и
роль государства в этом
процессе.
Какие
полезные
привычки
необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
29
Что значит работать в
Команда — это друзья
Эвристическая
1
35
https://разговорыоважном.рф/
команде? Сила команды. Ко
Дню труда
30
Песни о войне. Ко Дню
Победы
1
и
единомышленники,
где каждый вносит свой
значимый вклад в общее
дело
и
помогает
добиться
успеха.
Развитие
умения
слышать друг друга и
трудиться
вместе.
Умение
слышать
и
трудиться
сообща,
разделять успех и вместе
переживать
неудачу.
Примеры коллективной
работы
в
истории
страны.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
Песня была участницей
многих
великих
свершений.
В
ней
отразилась
история,
судьба великой страны.
Влияние
песни
на
чувство сопричастности
истории народа,
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в https://разговорыоважном.рф/
группах,
выполнение
творческих заданий
36
сохранение памяти о
Великой
Отечественной
войне
последующими
поколениями.
Сохранение памяти о
героях
Великой
Отечественной войны
как
нравственная
ценность нашего народа.
Формирующиеся
ценности:
единство
народов
России,
историческая память и
преемственность
поколений
37
31
Ценности,
объединяют
которые
нас
1
Занятие проходит по
итогам всех занятий
года. Ценности — это
ориентир,
который
помогает
поступать
правильно
и
ответственно.
Традиционные ценности
помогают чувствовать
себя частью народа,
способствуют
укреплению общества
38
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
и развитию страны.
Следование ценностям
помогает
человеку
развиваться и достигать
успеха. Уникальность
каждого человека и
опыт разных поколений
обогащают общество,
но только в сочетании с
единством,
взаимопомощью
и
уважением друг к другу
существует сильный и
сплоченный
народ.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
российские
духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
31
39
Приложение 1
График проведения курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
В 11классе МАОУ Кунарская СОШ в 2025-2026 учебном году
Классный руководитель: Москвин В.В.
Дата
Время
Тема
Сентябрь
01.09.2025
8.30-9.10
Зачем человеку учиться?
08.09.2025
8.30-9.10
Русский язык в эпоху цифровых технологий.
15.09.2025
8.30-9.10
Цифровой суверенитет страны.
22.09.2025
8.30-9.10
Мирный атом. День работника атомной
промышленности.
29.09.2025
8.30-9.10
О творчестве. Ко Дню музыки
Октябрь
06.10.2025
8.30-9.10
Что такое уважение? Ко Дню учителя.
13. 10.2025
8.30-9.10
Как понять друг друга разным поколениям?
20. 10.2025
8.30-9.10
О городах России. Ко Дню народного
единства.
Ноябрь
10.11.2025
8.30-9.10
Общество безграничных возможностей.
17.11.2025
8.30-9.10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В.
Мичурина.
24.11.2025
8.30-9.10
Как решать конфликты и справляться с
трудностями. Ко Дню психолога.
Декабрь
01.12.2025
8.30-9.10
Профессия — жизнь спасать.
08.12.2025
8.30-9.10
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца.
15.12.2025
8.30-9.10
Россия — страна победителей. Ко Дню
Героев Отечества.
22.12.2025
8.30-9.10
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции.
29.12.2025
8.30-9.10
Совесть внутри нас.
Январь
12.01.2026
8.30-9.10
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие.
19.01.2026
8.30-9.10
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация.
26.01.2026
8.30-9.10
Музейное дело. 170 лет Третьяковской
галерее.
Февраль
02.02.2026
8.30-9.10
Как создавать свой бизнес?
09.02.2026
8.30-9.10
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки.
16.02.2026
8.30-9.10
Слушать, слышать и договариваться. Кто
такие дипломаты?
Март
02.03.2026
8.30-9.10
Герой с соседнего двора. Региональный урок
ко Дню защитника Отечества.
16.03.2026
8.30-9.10
День наставника.
23.03.2026
8.30-9.10
Всемирный день поэзии.
Апрель
06.04.2026
8.30-9.10
Большой. За кулисами. 250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России.
13.04.2026
8.30-9.10
Как справляться с волнением?
20.04.2026
8.30-9.10
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики.
27.04.2026
8.30-9.10
Как мусор получает «вторую жизнь»?
Технологии переработки.
Май
04.05.2026
8.30-9.10
Что значит работать в команде? Сила
команды. Ко Дню труда.
18.05.2026
8.30-9.10
Песни о войне. Ко Дню Победы.
25.05.2026
8.30-9.10
Ценности, которые нас объединяют.
Всего
32 часа
41
42