01.02.2019
Школьная медиация как способ разрешения конфликтов
Интервью с Ц.А.
Шамликашвили
Что такое школьная
медиация?
Медиация - это альтернативная форма разрешения споров с участием нейтральной третьей стороны, не заинтересованной в данном конфликте. Медиация - это альтернативная форма разрешения споров с участием нейтральной третьей стороны, не заинтересованной в данном конфликте. При этом третья сторона не выносит решения по спору.
Институт медиации - новый для нашей страны, поэтому в задачу
Научно-методического центра медиации и права входит разъяснение необходимости
применения термина «медиация» - чтобы общественность поняла, какое смысловое
значение мы в него вкладываем, и правильно сформировала представление об этом
институте.
Разрабатывая метод «Школьная медиация», мы опирались на понимающий подход
в медиации, который является его основой. Его использование помогает создать
условия для того, чтобы были услышаны и приняты во внимание интересы, стоящие
за разногласиями, и являющиеся своеобразным «горючим» конфликта. Переговоры
ведутся на основе диалога, все заинтересованные стороны получают равные права и
равное пространство, наделяются силой и уверенностью в своих возможностях. И
это очень важно, особенно для детей, личность которых только формируется. Такой
подход позволяет удовлетворить потребности и реализовать интересы и детей, и
взрослых, а в результате - мы достигаем не «залечивания», а «вычерпывания»
конфликта.
Почему метод
называется «Школьная медиация»? Когда мы
разрабатывали этот метод и начинали использовать его в практической работе, то
вовсе не имели в виду, что применяться он должен только в школе. Мы считали,
что этот метод, создавая условия для приобретения навыков позитивного общения,
позволяет молодым людям как бы пройти школу жизни, школу эффективного
взаимодействия в социуме еще до вступления в самостоятельную жизнь. Человек
постоянно находится в состоянии коммуникации. И от того, насколько эффективно
люди взаимодействуют с окружающим миром и, прежде всего со своими ближними, во
много зависит, насколько они успешны в жизни. Основные
принципы метода «Школьной медиации» таковы: добровольность; взаимное уважение;
принятие, признание ценностей и самобытности каждой отдельной личности;
беспристрастность и непредвзятость; прозрачность процесса для всех его
участников; конфиденциальность, равноправие, сотрудничество; признание права
каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии
признания такого же равного права за другими. Перечисление этих принципов - не
пустой звук. Каждый из них имеет глубокий смысл, обеспечивающий эффективность
метода. Именно по этому мы говорим о недопустимости формализованного
поверхностного отношения к методу как набору приемов и техник. Глобальная
задача метода - формирование благоприятной атмосферы для всех людей,
участвующих в образовательном процессе. Мы призываем внимательно и чутко
относится к каждому. Для нас,
разработчиков метода, это не просто слова. За нами важная цель: научить детей,
показать им на реальном примере, что существует множество возможностей для
реализации интересов, для ненасильственного, мирного выхода из конфликтных
ситуаций; помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из конфликта и
обретении уверенности в своих силах. Дети должны понимать, что на стресс,
напряжение не нужно реагировать эмоционально и агрессивно. Лучший способ дать
им такое понимание и закрепить позитивные стратегии - это проживание и
приобретение собственного личного опыта положительной коммуникации. Важно,
чтобы уже в раннем возрасте они обрели этот опыт и имели возможность выбирать
ненасильственные стратегии поведения. Кроме того,
школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации личности в
период возрастного кризиса. Мы прекрасно понимаем, что особенно в подростковом
возрасте ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме,
получить признание и принятие со стороны сверстников. Очень часто подростки
пытаются добиться внимания не совсем правильными путями, самоутверждаясь через
негативные поступки и применение силы. Школьная медиация, работа в
«группах-равных» как раз и создают условия для того, чтобы актуализация
личности проходила в позитивном ключе. Какова социальная
значимость метода? Чем он полезен для целевых групп - родителей, учеников,
преподавателей, администрации учебных заведений? В отношении
применимости метода можно сказать следующие. С одной стороны, он является
способом разрешения конфликтов, обучения детей позитивному общению, а с другой
- способом повседневного взаимодействия как в школе, так и дома. Интеграция
метода «Школьная медиация» и медиативного подхода в образовательное
пространство предоставляет детям возможность «отделить» себя от негативных
поступков, давая им право на ошибку без навешивания «ярлыков». Кроме того,
метод очень результативен в профилактической и коррекционной работе с трудными
подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Школьная медиация должна
применяться в коррекционных образовательных учреждениях для того, чтобы
предотвратить дальнейшее негативное развитие жизненного сценария этих детей и
предоставить им шанс занять достойное место в обществе. Отвечая на
вторую часть Вашего вопроса, я остановлюсь подробнее на каждом институте. Что
же дает школьная медиация в семье? Прежде всего, возможность сохранить качество
межпоколенческих связей, основанных на чуткости и сопереживании - качеств,
которые являются большим дефицитом в современном обществе. Согласитесь, что нам
их часто не хватает для сохранения отношений с членами своей семьи, со своим
ребенком. Именно чуткость и сопереживание необходимо воспитывать с раннего
детства и в том числе на личном примере родителей. Школьная
медиация учит родителей помогать детям в трудные, критические возрастные
периоды, а также правильно выстраивать партнерские отношения с другими
институтами, принимающими участие в воспитании ребенка. Очень важно, чтобы
семья понимала: те, с кем ей приходится взаимодействовать (прежде всего, это
представители образования), находятся по ту же сторону барьера. Что же дает
школьная медиация детям, ученикам? Прежде всего, осознание себя как личности
через признание и принятие окружающих, уверенность в себе и веру в свои силы,
умение достигать желаемого ненасильственными способами, получение и проживание
опыта социальной компетентности и собственной значимости как личности,
приобретение навыка разрешения споров с помощью медиации. Мы предоставляем
детям возможность осмыслить и осознать свой поступок без отвержения со стороны
окружающих, получить опыт сопереживающего и понимающего отношения к людям. Ведь
ни для кого ни секрет, что очень часто люди склонны навешивать «ярлыки», и эти
«ярлыки» часто даже очень хорошего ребенка, с прекрасными задатками, могут
вывести на неверный, неблагополучный путь развития. Что дает
школьная медиация в системе образования и тем людям, которые в ней работают?
Одна из главных функций образования - воспитательная. Однако, к сожалению, в
последнее время образовательные учреждения все чаще ее утрачивают. Школьная
медиация позволяет восполнить этот пробел, помогает сформировать и сохранить
благоприятную атмосферу для всех участников образовательного процесса, создать
условия для формирования культуры принятия и терпимости к различиям как к
неотъемлемой части жизни. Кроме того,
школьная медиация позволяет предупреждать синдром эмоционального «выгорания»,
которому столь подвержены представители помогающих профессий, в т.ч.
занимающиеся педагогической и преподавательской деятельностью. Чем профессия
школьного медиатора отличается от профессии психолога или социального
п6едагога? Какие функции он выполняет?
Поэтому так важно, чтобы интеграция метода в образовательное пространство
предусматривала вовлечение всех институтов, участвующих в воспитании и
оказывающие влияние на становление личности: семьи; дошкольных учреждений;
учреждений среднего и специального образования; организаций, работающих с
трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями; высших учебных
заведений.
Как работает метод «Школьная медиация», и каковы его базовые принципы?
Значимость метода состоит в том, чтобы научить навыкам позитивного
общения не только детей, но и, прежде всего взрослых. Именно поэтому
разработчики метода «Школьная медиация» стремятся вовлечь в эту программу все
институты, участвующие в воспитании личности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.02.2019
Дата обновления: 01.02.2019
Дата публикации: 01.02.2019