Школьная медиация как способ разрешения конфликтов

01.02.2019

Школьная медиация как способ разрешения конфликтов

Интервью с Ц.А. Шамликашвили

Что такое школьная медиация?

 Медиация - это альтернативная форма разрешения споров с участием нейтральной третьей стороны, не заинтересованной в данном конфликте. Медиация - это альтернативная форма разрешения споров с участием нейтральной третьей стороны, не заинтересованной в данном конфликте. При этом третья сторона не выносит решения по спору.

 Институт медиации - новый для нашей страны, поэтому в задачу Научно-методического центра медиации и права входит разъяснение необходимости применения термина «медиация» - чтобы общественность поняла, какое смысловое значение мы в него вкладываем, и правильно сформировала представление об этом институте.
 Разрабатывая метод «Школьная медиация», мы опирались на понимающий подход в медиации, который является его основой. Его использование помогает создать условия для того, чтобы были услышаны и приняты во внимание интересы, стоящие за разногласиями, и являющиеся своеобразным «горючим» конфликта. Переговоры ведутся на основе диалога, все заинтересованные стороны получают равные права и равное пространство, наделяются силой и уверенностью в своих возможностях. И это очень важно, особенно для детей, личность которых только формируется. Такой подход позволяет удовлетворить потребности и реализовать интересы и детей, и взрослых, а в результате - мы достигаем не «залечивания», а «вычерпывания» конфликта.

Почему метод называется «Школьная медиация»?

 Когда мы разрабатывали этот метод и начинали использовать его в практической работе, то вовсе не имели в виду, что применяться он должен только в школе. Мы считали, что этот метод, создавая условия для приобретения навыков позитивного общения, позволяет молодым людям как бы пройти школу жизни, школу эффективного взаимодействия в социуме еще до вступления в самостоятельную жизнь. Человек постоянно находится в состоянии коммуникации. И от того, насколько эффективно люди взаимодействуют с окружающим миром и, прежде всего со своими ближними, во много зависит, насколько они успешны в жизни.
 Поэтому так важно, чтобы интеграция метода в образовательное пространство предусматривала вовлечение всех институтов, участвующих в воспитании и оказывающие влияние на становление личности: семьи; дошкольных учреждений; учреждений среднего и специального образования; организаций, работающих с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями; высших учебных заведений.

 Как работает метод «Школьная медиация», и каковы его базовые принципы?

 Основные принципы метода «Школьной медиации» таковы: добровольность; взаимное уважение; принятие, признание ценностей и самобытности каждой отдельной личности; беспристрастность и непредвзятость; прозрачность процесса для всех его участников; конфиденциальность, равноправие, сотрудничество; признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими. Перечисление этих принципов - не пустой звук. Каждый из них имеет глубокий смысл, обеспечивающий эффективность метода. Именно по этому мы говорим о недопустимости формализованного поверхностного отношения к методу как набору приемов и техник.

 Глобальная задача метода - формирование благоприятной атмосферы для всех людей, участвующих в образовательном процессе. Мы призываем внимательно и чутко относится к каждому.

 Для нас, разработчиков метода, это не просто слова. За нами важная цель: научить детей, показать им на реальном примере, что существует множество возможностей для реализации интересов, для ненасильственного, мирного выхода из конфликтных ситуаций; помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из конфликта и обретении уверенности в своих силах. Дети должны понимать, что на стресс, напряжение не нужно реагировать эмоционально и агрессивно. Лучший способ дать им такое понимание и закрепить позитивные стратегии - это проживание и приобретение собственного личного опыта положительной коммуникации. Важно, чтобы уже в раннем возрасте они обрели этот опыт и имели возможность выбирать ненасильственные стратегии поведения. 

 Кроме того, школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации личности в период возрастного кризиса. Мы прекрасно понимаем, что особенно в подростковом возрасте ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме, получить признание и принятие со стороны сверстников. Очень часто подростки пытаются добиться внимания не совсем правильными путями, самоутверждаясь через негативные поступки и применение силы. Школьная медиация, работа в «группах-равных» как раз и создают условия для того, чтобы актуализация личности проходила в позитивном ключе.

Какова социальная значимость метода? Чем он полезен для целевых групп - родителей, учеников, преподавателей, администрации учебных заведений?
 Значимость метода состоит в том, чтобы научить навыкам позитивного общения не только детей, но и, прежде всего взрослых. Именно поэтому разработчики метода «Школьная медиация» стремятся вовлечь в эту программу все институты, участвующие в воспитании личности.

 В отношении применимости метода можно сказать следующие. С одной стороны, он является способом разрешения конфликтов, обучения детей позитивному общению, а с другой - способом повседневного взаимодействия как в школе, так и дома. Интеграция метода «Школьная медиация» и медиативного подхода в образовательное пространство предоставляет детям возможность «отделить» себя от негативных поступков, давая им право на ошибку без навешивания «ярлыков».Хочу такой сайт

 Кроме того, метод очень результативен в профилактической и коррекционной работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Школьная медиация должна применяться в коррекционных образовательных учреждениях для того, чтобы предотвратить дальнейшее негативное развитие жизненного сценария этих детей и предоставить им шанс занять достойное место в обществе.

 Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, я остановлюсь подробнее на каждом институте. Что же дает школьная медиация в семье? Прежде всего, возможность сохранить качество межпоколенческих связей, основанных на чуткости и сопереживании - качеств, которые являются большим дефицитом в современном обществе. Согласитесь, что нам их часто не хватает для сохранения отношений с членами своей семьи, со своим ребенком. Именно чуткость и сопереживание необходимо воспитывать с раннего детства и в том числе на личном примере родителей. 

 Школьная медиация учит родителей помогать детям в трудные, критические возрастные периоды, а также правильно выстраивать партнерские отношения с другими институтами, принимающими участие в воспитании ребенка. Очень важно, чтобы семья понимала: те, с кем ей приходится взаимодействовать (прежде всего, это представители образования), находятся по ту же сторону барьера.

 Что же дает школьная медиация детям, ученикам? Прежде всего, осознание себя как личности через признание и принятие окружающих, уверенность в себе и веру в свои силы, умение достигать желаемого ненасильственными способами, получение и проживание опыта социальной компетентности и собственной значимости как личности, приобретение навыка разрешения споров с помощью медиации. Мы предоставляем детям возможность осмыслить и осознать свой поступок без отвержения со стороны окружающих, получить опыт сопереживающего и понимающего отношения к людям. Ведь ни для кого ни секрет, что очень часто люди склонны навешивать «ярлыки», и эти «ярлыки» часто даже очень хорошего ребенка, с прекрасными задатками, могут вывести на неверный, неблагополучный путь развития.

 Что дает школьная медиация в системе образования и тем людям, которые в ней работают? Одна из главных функций образования - воспитательная. Однако, к сожалению, в последнее время образовательные учреждения все чаще ее утрачивают. Школьная медиация позволяет восполнить этот пробел, помогает сформировать и сохранить благоприятную атмосферу для всех участников образовательного процесса, создать условия для формирования культуры принятия и терпимости к различиям как к неотъемлемой части жизни.

 Кроме того, школьная медиация позволяет предупреждать синдром эмоционального «выгорания», которому столь подвержены представители помогающих профессий, в т.ч. занимающиеся педагогической и преподавательской деятельностью.

Чем профессия школьного медиатора отличается от профессии психолога или социального п6едагога? Какие функции он выполняет?

 Школьным медиатором может быть преподаватель, педагог, психолог, социальный педагог, представитель по правам ребенка и т.д. Школьная медиация является дополнением ко всем этим специальностям, и ее основная функция состоит, прежде всего, в предоставлении действенного инструмента взаимодействия внутри образовательно-воспитательного пространства. Сегодня преподаватель больше всего сосредоточен на том, чтобы дать детям знания о предмете, который он преподает; и порой ему не хватает навыков воспитателя. Школьная медиация помогает педагогу на должном уровне выполнять воспитательную функцию. Что касается школьного психолога, то его профессиональная компетентность часто сводится к тому, чтобы диагностировать и констатировать существующие проблемы, к попыткам помочь детям, учителям и родителям. Но у психолога не так много реальных инструментов, которые помогают разрешить уже очевидную проблему и предотвратить будущие. Аналогичные трудности возникают в работе социального педагога. То есть навыки метода «Школьная медиация» - это и набор инструментов, с которыми можно работать отдельно, и неоценимое дополнение в работе представителей всех социально ориентированных профессий.

Просмотров всего: , сегодня:

школьная служба медиации интервью.docx (скачать)

Дата создания: 01.02.2019

Дата обновления: 01.02.2019

Дата публикации: 01.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».